«Разомкнутый круг» (The Broken Circle Breakdown). Режиссер: Феликс Ван Грёнинген. Сценарий: Шарлотта Вандермеерш, Йохан Хелденберг, Мике Доббле, Карл Йос, Феликс Ван Гроенгинен. В ролях: Йохан Хельденберг, Верле Батенс, Нелл Каттриссе, Герт Ван Рампельберг, Нильс Де Кастер, Робби Клейрен. Бельгия, Нидерланды, 2012.

pegasus_large_t_1581_106104537

Дидье и Элизе познакомилисьсемь лет назад: он зашел в тату-салон, где она стояла за прилавком; она показала ему некоторые из своих многочисленных татуировок, а он рассказал ей о самой большой страсти — Америке и музыкальном стиле блюграсс — и позвал на концерт своей группы. После концерта они уже не расставались; жили вместе, все делили поровну, Элизе присоединилась к группе и отлично вписалась в качестве вокалистки. Разве что новость о беременности Элизе внесла некоторый разлад в пару, да и то ненадолго. Идиллическое существование в бельгийском захолустье в большом доме с верандой, выступления и любовь публики, праздники с группой — будто членами большой дружной семьи, хоровое пение кантри у костра, утренние объятия с дочкой. Какое-то время все так и продолжалось — маленький рай для троих. Но теперь их маленькая дочь Мэйбел после продолжительного мучительного лечения умирает от лейкемии, и Дидье и Элизе больше не понимают, что им делать дальше со своими жизнями и друг с другом.

«Разомкнутый круг» прокатился по всевозможным фестивалям, собрав кучу призов, и номинируется на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Эта, в общем-то, ничем не примечательная по сюжету драма действительно покоряет искренностью и какой-то человечностью, что ли. Рваное действие (короткие эпизоды семилетней давности перемешаны с более поздними событиями) почему-то не влияет на плавность подачи — возможно, благодаря постоянно сопровождающему видеоряд саундтреку: герои если не слушают, то поют, и их концертные выступления служат раствором, скрепляющим кирпичи повествования. Атмосфера во время концертов и сами песни отражают все этапы, через которые проходят герои и их отношения: сперва любовь и дружбу, а потом усталость и непонимание, и даже ненависть (тем не менее, смешанную с любовью). Но фильм, кажется, не о жизни и не о смерти, и не о том, верить или не верить в бога (когда Дидье со сцены разоблачает клерикалов  — это на самом деле горечь разочарования в совсем другом рае, не библейском: просто Америка оказалась не той страной, которой он грезил всю жизнь), и даже не про любовь. Фильм этот — про банальность, но банальность горькую и важную: даже если рядом есть кто-то близкий и любящий, трагедия делает человека самым одиноким существом на планете, и прожить (или не прожить) эту трагедию он может только сам.