"Таланты". Проект фотожурнала "Foam". Санкт-Петербург, «Росфото», 22 декабря 2013 — 23 февраля 2014.

Сальви Данес. Из серии «Черный лед». Сальви Данес. Из серии «Черный лед».

В государственном центре РОСФОТО работает выставка «Таланты». Проект принадлежит нидерландскому фотожурналу Foam. Ежегодно издание проводит конкурс среди фотографов, а работы победителей публикует. Нескромное название «Таланты» заключает в себе проекты тринадцати фотографов со всего мира. Всем им от 27 до 35 лет — это когда взгляд на мир уже более-менее сложился, а вычурные, чужеродные случайности позволяешь себе куда реже.

На снимках Дэниела Гордона из серии «Портреты и натюрморты», представляющих собой сфотографированные трехмерные коллажи (в том числе содержащие элементы чужих работ), изображены вазы и фрукты, лица и фигуры. Все — без стеснения бутафорские, будто слепленные наспех из подручных материалов. Образованные путем сочетания черт медийных персон и простых людей, с мятой бумагой вместо кожи и гуттаперчево заломанными руками, портреты вводят в ступор и пугают своей безжизненностью. Наспех обрезанные картонки с изображением лимонов или вареных раков, странные синие перья, торчащие из полосатой вазы, подбоченившиеся кувшины из папье-маше — этот мир разваливается, расщепляется на глазах, и кажется, что в нем вообще отсутствует жизнь — как ненужное качество, без которого вполне можно обойтись, соединив друг с другом газетные обрывки. Казалось бы, вопрос подлинника и подделки решен здесь просто и без обиняков. Но все же почему-то, после пристального наблюдения, в этих измятых личинах можно кого-то узнать — то ли соседа, то ли коллегу, то ли самого себя.

Дэниел Гордон. Из серии «Портреты и натюрморты». Дэниел Гордон. Из серии «Портреты и натюрморты».

К теме реального и иллюзорного обращается и Джун Ан. Для серии «Таинственная вилла» он делал фотографии своих родителей в рекурсивной художественной технике (так называемой технике «сна во сне»). Герои снимков — точь-в-точь призраки: они бесцельно слоняются по дому, отрешенно смотрят мимо камеры, нереалистичным образом отражаются в зеркалах и лежат на полу мертвецами. «Таинственная вилла» — это мучительное наблюдение фотографа за собственными страхами. Зритель-вуайерист ставит себя на место автора и переживает с ним эту искусственно, мазохистски созданную ситуацию.

Джун Ан. Из серии «Таинственная вилла». Джун Ан. Из серии «Таинственная вилла».

Серия «Гиперспиритизм» Огюстена Ребетеса — снова игра с реальностью. На снимках и одном видео — странные уродливые человечки, чудики, забавные и жуткие одновременно. Злобно глядящие, лязгающие редкими зубами, с полиэтиленом на голове и щупальцами вместо рук, они (комиксным облачком из головы) произносят: «Welcome!». Но почему-то верх берет стойкое ощущение, что чужакам здесь не рады. Даже стволы деревьев в лесу залиты красным светом, отчего напоминают кровеносные артерии. Простой загородный дом снят в искаженном освещении, отчего кажется не теплым и гостеприимным, а зловещим. Повсюду — эпидемия, всепожирающая и безжалостная.

Огюстен Ребетес. Из серии "Гиперспиритизм". Огюстен Ребетес. Из серии "Гиперспиритизм".

Эва Ханнула в серии «Структура неопределенности» препарирует настоящее и приходит к выводу, что на самом деле иллюзорно всё вокруг — даже строго выстроенная микросхема. Черты героев прошлых поколений накрывает и тем самым нивелирует монохромная рябь, конкретные исторические эпизоды размазывает бульдозер изъянов фототехники. Ничего несомненно узнаваемого — только намеки, очертания и первые половины слов.

Ева Ханнула. Структура неопределенности. Ева Ханнула. Структура неопределенности.

Автор серии «Черный лед. Москва» Сальви Данес сделала фотографии зимней столицы. В них — все недоумение и настороженный интерес ошалевшего от увиденного в Москве туриста. Город на фотографиях Данес живет, как в российском артхаусе: тучные женщины средних лет кутаются в дешевые посверкивающие на зимнем солнце шубы, красивые девушки с тонкими губами смотрят в черное небо с надеждой и чуть-чуть пьяно, измученный бомж едет в ночном метро и, распластав отяжелевшие руки по поручням, смотрится точь-в-точь распятым Спасителем.

Сальви Данес. Из серии "Черный лед" Сальви Данес. Из серии "Черный лед"

Зловещие чудики-уродцы, аккуратно расставленные белые точки на безукоризненно гладких портретах, киберпанковские балерины и пестрые натюрморты из бумаги — каждый проект интересно задуман и сделан с большим старанием. Но во всем этом чувствуется какая-то нарочитая, порой искусственно созданная сложность. И здесь возникает ощущение игры. В нее вовлечены все участники процесса: зрители делают вид, что смотрят работы будущих мировых звезд фотографии, издатели играют в экспертов по этой «фабрике звезд», а авторы, как дети, вертят в руках игрушку-мир и притворяются, что уже повзрослели.