С 15 по 19 января в лондонском Business Design Center прошла двадцать шестая по счету London Art Fair, в наступившем году это была первая ярмарка современного искусства.

2014_02_05_London Art Fair

По своей сути это событие – близкий родственник московского антикварного салона в Центральном Доме Художника. Современность условно определяется годами жизни художников и проявлением большей сдержанности в оформлении стендов, количество которых превысило сотню.

London Art Fair – немного салон, где все очень красиво, а, главное, отлично вписывается в интерьер. Ругать устроителей при этом не за что: как и другие события, эта ярмарка занимает определенную нишу на рынке современного искусства, продавая его определенному покупателю. И это работает, как в смысле продаж, так и в смысле посещаемости: за выставочную неделю «через двери Business Design Center прошло 30 694 человека», что оказалось рекордом, – сообщает отчет, размещенный на официальном сайте. Суммы, которые в нем названы, раскрывают результаты: максимальные – более чем £100 000 за неназванную «большую работу 1950-х гг.», а в среднем цены варьируются от £300 до £20 000.

Примечательно, что в выставке не участвует галерея Саатчи, но другие галереи активно демонстрируют потенциальным клиентам каталоги, указывая на то, что «этот художник есть в коллекции Чарльза Саатчи». Что касается громких имен, не нуждающихся в представлении людям, которые сколько-нибудь интересуются искусством и готовы отдать за вход £17, то были показаны Генри Мур, Люсьен Фрейд, Марк Шагал, Френсис Бэкон.

p1020804

Актуальное искусство в основном было представлено работами английских художников. Большая часть – объекты, которые можно повесить на стену или еще каким-то образом расположить в пространстве. Красноречива (с точки зрения целевой аудитории) готовность галерей проводить краткий ликбез посетителей по современному искусству и истории искусства вообще. И это по-своему хорошо.

Наверно, не стоит идти на ярмарки искусства, по крайней мере на London Art Fair, с ожиданием увидеть там что-то невероятно острое и современное. Однако сам факт, что только в одном городе мероприятий такого рода связанных с современным искусством больше, чем с антиквариатом, говорит о многом. Если верить ежегодным отчетам Artprice, в 2013 году Британия оказывается третьей после США и Китая страной по продажам контемпорари арта, – правда, в этом обороте большая часть приходится на то, что принято включать в понятие modern art. Подразумеваются в основном аукционные продажи, но, количественные показатели набираются именно за счет всевозможных ярмарок. Здесь, конечно, возникает тема коммерциализации искусства со всеми вытекающими, но оборотная сторона – стимул для появления действительно хороших вещей.

Выносить по итогам London Art Fair суждения о состоянии актуального искусства (как и составлять представление о модных в этом сезоне нарядах), конечно, можно, но с большой осторожностью.