«Август» (August: Osage County). Режиссер: Джон Уэллс. В ролях: Мерил Стрип, Джулия Робертс, Крис Купер, Юэн Макгрегор, Марго Мартиндейл, Сэм Шепард, Дермот Малруни, Джулианна Николсон, Бенедикт Камбербатч, Джульетта Льюис, Абигейл Бреслин, Мисти Апхэм, Ньюэлл Александер. США, 2013, 121 мин.

AUGUST: OSAGE COUNTY

Три сестры со своими мужчинами приезжают в дом матери, чтобы найти, а когда найдут – похоронить утопившегося в озере отца. Помимо выросших дочек на поминках обещают присутствовать сестра мрачной во всех смыслах вдовы, муж сестры, а также их застрявший в детстве и собственных неудачах сорокалетний сын, по прозвищу Малыш. Жизнь и так расстроила всех и каждого (смерть главы семейства тут – лишь повод посыпать солью раны окружающих), так еще и предстоящий ужин обещает быть жарким во всех смыслах. Все начинается со струй пота на спине толстой тети, плохо скрываемых приступов удушья у старшей дочери и продолжается громогласным ревом давно злоупотребляющей транквилизаторами вдовы: «Мужчины сегодня без пиджаков? У нас что, коктейльная вечеринка?» На повестке дня есть и более интригующие вопросы, после оглашения которых «что делать» и «кто виноват», как принято в подобных ситуациях, многозначительно повисают в воздухе.

Тем, кто успел прочесть пьесу Трэйси Леттса «Август. Графство Осейдж» (обладатель Пулитцеровской премии), сюжет знаком не понаслышке. Проживая чужое горе, порой слышишь эхо собственного, а высмеивая нелепость других, часто замалчиваешь свои скрытые комплексы. Однако, и в первом и во втором случае подробности чьих-то мучений запоминаешь хорошо, легко вызывая их в памяти. Так происходит и с «Августом», и с любым другим фильмом (романом) со схожей тематикой о скандалах во время семейной встречи. Стоит упомянуть хотя бы одну из самых громких за последние годы картин Томаса Винтерберга «Торжество», когда во время застолья наружу вырывается такая правда, что дальше членам семьи остается только пойти и утопиться. Это и сделал герой пьесы «Август» уже в самом начале, как бы предвосхищая неприятную встречу: все прохладнее в пруду, чем в накаленном от страстей собственном доме.

gallery3

Выбрав для экранизации книгу Трэйси Леттса Джон Уэллс, режиссер весьма посредственных способностей, просто не мог сделать совсем плохое кино. Тем более что трижды подстраховался, каким-то чудом пригласив на съемки лучших звезд Голливуда. Пару лет назад Уэллс тренировался рассказывать о проблемах детей и родителей, нервных срывах и невозможности прожить жизнь в кредит с помощью Бена Аффлека, Томми Ли Джонса, Криса Купера, Марии Белло и других не менее прекрасных актеров, пока снимал драму «Мужская компания». В России драма кажется почти комедией: герои со скорбными лицами решают вопросы нехватки денег на учебу в самом престижном учебном заведении для отпрысков, меняют дорогие машины и дома, а затем уходят в мир иной, всерьез отчаявшись. У «Августа» и сценарий куда сильнее, и количество невероятных актеров уже просто зашкаливает. Если с Мэрил Стрип все понятно, то немолодая красотка Робертс дает тут такую Эрин Брокович – глазам своим не веришь, а Камбербатч предстает в новом ампуа забитого властной матерью взрослого инфантила. Компанию им составляют перекочевавший из предыдущего фильма Уэллса Крис Купер, а также Юэн МакГрегор, Джульетта Льюис, Сэм Шепард и Марго Мартиндейл.

И было бы совсем здорово, только актеры прекрасно справляются без участия режиссера. А еще зритель мгновенно становится зрителем театральным: такое чувство, что многочисленных дублей и особого выбора просто не было — в одну кучу намешали все имевшиеся кадры; миром иллюзий (а кино всегда предполагает некий эффект иллюзии, легкого обмана) пусть займется другой несуществующий в данном случае режиссер; нам же дозволено наблюдать, как лучшие из лучших разыгрывают роли. Тот факт, что порой дурной вкус заглядывает на репетицию великих, мало кого смущает. Подумаешь, индианка в порыве хватает лопату и лупит ею по голове старого развратника (это такой гэг, должно быть смешно) или дамы, вцепившись друг в друга, падают на землю для полноты картины,а после снова шутят, но больше и громче орут.  Все это в самом деле мелочи, поскольку Джулия Робертс впервые за историю кинематографа показывает класс Мерил Стрип, а хорошая драматургия – сама по себе ценность – позволяет Джону Уэллсу схорониться в уголке.