«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street). Режиссер Мартин Скорсезе. Сценарий: Теренс Уинтер, Джордан Белфорт. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Джона Хилл, Марго Робби, Мэтью Макконехи. США, 2013.

the-wolf-of-wall-street-8

Когда-то Джордан Белфорт (Ди Каприо) появился на Уолл-Стрит с наивным желанием разбогатеть, работая на благо клиента, однако в первый же день получил от опытного коллеги (Макконехи) два ценных совета: дрочить минимум два раза в день и думать только о своем кошельке. После того как Белфорт, вследствие кризиса конца 80-х, вместе с другими брокерами оказался без работы, он начал потихоньку создавать свою компанию, дела в которой велись не особенно легально, но зато эффективно. Через какое-то время компания переехала в шикарное здание, штат ее разросся, а сам Белфорт стал невероятно богат и уже мог позволить себе любую дорогую вещь: белую Ferrari, огромную яхту, красавицу-жену с аристократическими корнями, большой дом и гору наркотиков.

В трехчасовой фантасмагории, показанной через призму различных форм опьянения  (от наркотиков, алкоголя, похоти, успеха или алчности), мелькают морды гаргулий и химер, среди которых живой человек  только один, да и тот жутко неприятный. Ди Каприо играет своего персонажа, бешено артикулируя, участвуя всем телом, проносясь через фильм, словно Белфорд на белой Ferrari. Он поет, брызжет слюной и дурачится, произносит пафосные речи, произносит другие, с обратным смыслом, он горит сам и зажигает других.  Как завороженные, наблюдают за боссом его безликие подчиненные – от этого зрелища трудно оторваться. И сложно придумать что-то более отвратительное.

С помощью привычно великолепных диалогов (дублировать которые – настоящее варварство), глянцевых и пастельных картинок и потрясающей игры всего актерского состава Скорсезе пускает пыль в глаза, тонко маскируя гнилое нутро «красивой жизни». Не всем удается разглядеть за ведьминским наваждением обратную сторону вседозволенности: когда все, включая людей, покупается и продается, секс не доставляет настоящего удовольствия, каждый готов унижаться и унижать за деньги и ради власти, а единственной недоступной привилегией оказывается  жизнь с незамутненным сознанием.   «Это Америка» – гордо говорит Белфорд  сотрудникам, а потом бросает в толпу золотые часы и кричит: «Деритесь». Лучшей метафоры свободного рынка не подобрать. И они дерутся. И будут драться  –  Скорсезе не особенно обольщается на этот счет.