Гарри Виногранд, Эрвин Блюменфельд и «Другой Лондон» на международной фотобиеннале в Москве в Мультимедиа Арт Музее с 19 февраля 2014.

Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Фрагмент Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Фрагмент. Париж. ок. 1938 © The Estate of Erwin Blumenfeld

Гарри Виногранд. «Женщины прекрасны». 19 февраля — 23 марта

Гарри Виногранд — классик американской и мировой фотографии, наследник Уолкера Эванса, мастер стрит-фотографии, «король улиц» и апологет 1960-х. Виногранд совершил революцию в фотографии, сопоставимую с появлением поп-арта в изобразительном искусстве. После его смерти в 1984 году в студии художника осталось 300 тысяч рулонов не проявленной пленки и тысячи не отсортированных фотографий.

Работу над серией «Женщины прекрасны» Виногранд начал в 1960 году, когда разразилась война во Вьетнаме, и опубликовал в виде книги 1975-м, в год взятия Сайгона. Тогда фотографы и критики не сочли серию удачной, а сегодня она является фотографическим бестселлером, символом эпохи революций.

© Garry Winogrand © Garry Winogrand

Эрвин Блюменфельд (1897—1969). Фотографии, рисунки, фотомонтаж. 19 февраля — 11 мая

Блюменфельд — один из основоположников современной фэшн-фотографии. В экспозицию вошли 268 работ, выполненных в период с 1910-х по 1960-е годы, а также документы, рисунки, коллажи, монтажные работы и рекламные фильмы для американского универмага Dayton.

На протяжении всей жизни Блюменфельд открывал для себя новые жанры: коллаж и фотомонтаж, рисунок, автопортрет, ню, архитектурную и фэшн-фотографию. На него оказали влияние дадаисты, в частности Георг Гросс — об этом напоминают рисунки, скетчи и язвительные карикатуры Блюменфельда. Один из самых знаменитых его коллажей — негатив с изображением черепа, объединенный с портретом Гитлера. В начале 1940-х Блюменфельд становится обозревателем моды в Harper’s Bazaar, а в начале Второй мировой войны переезжает в США, начинает эксперименты с цветом и становится знаменитым фэшн-фотографом. Последние годы жизни художник писал свою автобиографию, которая вышла в свет только после его смерти и называлась «Сто моих лучших снимков».

Эрвин Блюменфельд. Вариант обложки для американского Vogue, «А ты сделал вклад для Красного Креста?», 15 марта 1945. Струйная печать на баритовой бумаге, 2012 © The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд. Вариант обложки для американского Vogue, «А ты сделал вклад для Красного Креста?», 15 марта 1945 © The Estate of Erwin Blumenfeld

«Другой Лондон». Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930-е — 1970-е. 19 февраля — 20 апреля

Выставка фотографов небританского происхождения, которые в разное время бродили по улицам Лондона — от Букингемского дворца и Гайд-парка до городского рынка: Жак-Анри Лартиг, Анри Картье-Брессон, Мартина Франк, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе, Эллиотт Эрвитт, Билл Брандт, Ирвин Пенн, Марк Рибу, Вольфганг Сушицки. Все экспонаты «Другого Лондона» принадлежат Музею Тейт.

Все эти художники, приезжая в Лондон из разных стран, формировали его фотографический образ в «небританской», модернистской эстетике. К примеру, Дора Маар, муза и модель Пабло Пикассо, была художницей и фотографом, работала в одной студии с Брассаем, а в снимках 1930-х бразильского художника Орасио Коппола чувствуется влияние школы Баухауса. Известные фотографы оказывались в Лондоне по разным причинам. После войны в Лондон самостоятельно приезжали Роберт Франк: его фотографии свидетельствуют об интересе к контрастам английской классовой системы. А Лутц Дилле, уроженец Германии, оказался в Лондоне ради съемок фильма про Уголок ораторов — место в Гайд-парке, где по традиции собираются ораторы и проповедники, чтобы оттачивать свое мастерство.

Где. Мультимедиа Арт Музей, Осторженка, 16.

Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937. Серебряно-желатиновая печать. © Henri Cartier Bresson / Magnum Photos Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937. Серебряно-желатиновая печать. © Henri Cartier Bresson / Magnum Photos