Вечер пятницы, на термометре минус 10, в субботу обещают еще холоднее, но это меня не смущает. Я ставлю на зарядку аккумуляторы и проверяю камеру, ведь завтра я собираюсь совершить новое путешествие в пространстве и даже немножечко во времени.

mg_7348

Моя задача — проехать поездом из Петербурга в Царское Село и посетить историческое, но, увы, заброшенное, здание Царского вокзала — того места, откуда Николай II уехал в начале 1917 года в Могилев и куда его привезли уже бывшим императором и самодержцем всероссийским после отречения от престола.

Пройдя на платформу Витебского вокзала, я смотрю направо и вижу красивое здание Царского павильона — сюда прибывали императорские поезда, привозившие Романовых в Петербург, в том числе из загородных резиденций. Пусть это будет стартовой точкой — получается символично. Как известно, после трагических событий революции 1905 года Николай II предпочитал жить в Александровском дворце в Царском Селе. Именно там, на северо-западной окраине Царского, по проекту архитектора В.А. Покровского, в 1912 году было построено новое здание императорского вокзала, взамен сгоревшего ранее деревянного. Пока я все это вспоминаю, пассажиры занимают свои места, и электричка увозит меня в Пушкин.

Полчаса и я почти на месте! Пройдя в другой конец города, обогнув комплекс зданий Федоровского городка и казарм Собственного его императорского величества Конвоя, среди утилитарных зданий автопарка и студенческих общежитий я увидел одноэтажный каменный павильон, обнесенный синим строительным забором. Здание царского вокзала выглядит странным среди нового городского ландшафта — нет поворотного круга, дебаркадера, самих путей…

mg_7343

Как сюда занесло это создание эстетствующей эпохи Серебряного века? Оставшись без монаршего владельца, сильно пострадав во время Великой Отечественной войны, павильон утратил свои функции и превратился в кусочек памяти о давно ушедшей культуре. Он как будто декорация — ведь царский вокзал строился во время подготовки к 300-летнему юбилею династии Романовых.

Архитектор использовал множество цитат из русской архитектуры XVI и XVII веков, создав скорее не утилитарный вокзал, а еще один роскошный павильон среди императорских парков. Конечно, все в прошлом, стены здания исписаны привычными для таких мест надписями, но, бросив взгляд на потолок, я понял, что мой путь проделан не зря! Я стою с задранной головой посредине разбитого зала, а надо мной парят цветастые птицы, водят целые хороводы гербы областей Российской империи, простирают крылья двуглавые орлы и заплетается бесконечный русский орнамент. Можно разглядеть даже знаки зодиака! Прошло сто лет, но краски кое-где еще сохранили свои цвета! Окружив себя в последние годы правления такими декорациями, как будто намеренно отрываясь от реальной жизни, последний русский император Николай II оставил нам удивительное по красоте и тонкости послание из своего навсегда ушедшего, идеалистического мира. Красоту росписей не смогли убить ни война, ни мирные вандалы — она дошла до нас, пускай и в поврежденном виде.

mg_7357

Я почувствовал себя на границе двух миров: одного, верхнего — идиллического, красивого, прошедшего, и другого, нижнего — грубого, матерного, грязного — он смотрел на меня похабными надписями на стенах, сбитым декором и следами кострищ на полу. В такие моменты по-настоящему понимаешь ценность произведений искусства, когда все рядом, все сравнимо — вот белое и черное, вот ад и вот рай. Я бы хотел, чтобы один зал остался законсервированным в нынешнем виде — надо водить туда экскурсии и показывать, как просто и легко потерять ключи от рая и упасть в черную пропасть, забыв себя, свою историю и культуру — ведь все познается в сравнении. Надеюсь, такой пример нам поможет!

mg_7369

mg_7376

mg_7444

mg_7477

mg_7493