«Афера по-американски» (American Hustle). Режиссер: Дэвид О. Расселл. В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Джереми Реннер. США. 2013

american-hustle_1

Ирвинг Розенфельд (Кристиан Бэйл), средней руки разводила, послушно тянет лямку обитателя мира американской мечты: дом на Лонг-Айленде, нелюбимая красавица-жена (Дженнифер Лоуренс), любимый пасынок. Закон хоть и нарушает, но не зарывается — фальшивые картины расходятся по апартаментам наивных нуворишей. Ставки начинают расти, когда Ирвинг встречает Сидни (Эми Адамс), женщину с непростой биографией, бесперспективной карьерой и талантом к аферам. Роман, как и нелегальные доходы, идет в гору, пока очередной лох (Брэдли Купер) не достает жетон агента ФБР.

«Афера по-американски» Дэвида О. Расселла — заключительная часть условной трилогии о перемене участи. В «Афере» режиссер позволяет себе значительно больше, чем в предыдущих картинах. «Боец» был хоть и циничной, но все же вполне конвенциональной историей простого парня, умеющего держать удар, «Мой парень — псих» — очаровательным и умеренно ироничным фильмом о пользе хобби. Теперь Расселл не мелочится и от индивидуальных характеров переходит к национальным мифам.

«Афера» — это фильм о том, как преуспеть в Америке. Успех при этом каждый из героев понимает по-своему, но все сходятся на том, что в Штатах без обмана не обойтись. Врут все и во всем, начиная фальшивыми кудрями и зачесанной лысиной, заканчивая политикой и законом. Ирвинг и Синди выстраивают свои отношения вокруг афер с кредитами. Амбициозный федерал Ричи Димацо пытается использовать их творческий союз, чтобы сделать карьеру в бюро. Мэр города Кармайн Полито (Джереми Реннер) подкупает конгрессменов с целью создать рабочие места для своих избирателей. Ядерная жена Ирвинга и та прикрывается сыном, чтоб сохранить видимость брака.

935381 - AMERICAN HUSTLE

В Америки все жульничают, и режиссер Расселл, продолжая эксплуатировать те же секреты успеха, что и в двух предыдущих картинах, в этом смысле не исключение. Его можно понять, все-таки внушительная касса «Бойца» вернула режиссера из профессионального небытия. Но приемы, которые он использует, стары как Голливуд: повествовательный сюжет плюс бенефис любимых актеров. Авторские амбиции, если таковые и имелись, задвинуты на периферию кадра.

Лучше всего выходит с актерами. Фокус в том, что Расселл выводит их за рамки амплуа. Муза тинейджеров Дженифер Лоуренс играет нервную домохозяйку. Джереми Реннер, он же Сокол из «Мстителей», получает роль продажного мэра с принципами. Кристиан Бэйл демонстрирует отпущенный с прицелом на «Оскар» живот. А вечная принцесса Эми Адамс попросту играет одну из своих лучших драматических ролей.

american-hustle_2

«Афера» — это режиссерский трюк. Вероятно во времена «Взломщиков сердец» Дэвид О. Расселл видел себя не тем режиссером, которым стал сегодня. Он наследуют поколению 1970-х, золотому веку американского авторского кинематографа. Впрочем, как известно «беспечные ездоки» и «бешеные быки» закончили далеко не блестяще. Питер Богданович вот появился в эпизоде «Хорошей жены». То, что Расселл наконец устроился в Голливуде — вовсе не трагедия. Ведь именно когда большой талант вынужден преодолевать обстоятельства формата, появляются самые упоительные фильмы на свете.