От Кустова традиционно ожидалось очередное более или менее прямое танатологическое исследование. Но неожиданно художник предлагает зрителю идеально выверенные, галлюциногенно симметричные изображения неба, огня, земли и воды.

Проект Владимира Кустова 64+ вызывает в памяти прямую отсылку к законодательным актам, которые легли в основу разворачивающейся компании за нравственную целостность подрастающего поколения. Ограничение странное, ведь оно гарантирует практически полную невинность – после шестидесяти четырех мораль особенно устойчива, более того, опирается преимущественно на утвержденные социумом стандарты дозволенного.

01 sky_demo Небо #01. Холст, печать чернила, лак, акрил, 2009

В этом названии спрятан парадокс, предложенный Владимиром Кустовым, одним из идеологов некрореализма. От Кустова традиционно ожидалось очередное более или менее прямое танатологическое исследование. Но неожиданно художник, балансируя на грани декоративного, предлагает зрителю идеально выверенные и галлюциногенно симметричные изображения неба, огня, земли и воды. Каждое изображение само по себе настолько выхолощено, что в отрыве от контекста напоминает стереокартинки, разглядеть которые возможно при определенном навыке расфокусировки взгляда. Здесь примерно такой же кунштюк: ответить себе на вопрос «Зачем все это?» можно, только подобным образом расфокусировавшись.

02 terra_demo Земля #02. Холст, печать чернила, лак, акрил, 2013

С одной стороны - все более или менее понятно: четыре стихии, магический квадрат восьмого порядка. Проверить жизнь на смерть математикой, опираясь при этом на натурфилософию, неоднократно предлагали еще древние. С другой - очевидна математическая подоплека проекта, он просчитан до микрона и визуальный ряд находится в прямой зависимости от цифры. Здесь нет инновации: симметрия, порядок, статика - симптомы геометрической зависимости, на которую подсадили всю Европу греки, сформулировав красоту через ордерную систему. Они же, придумывая то, что впоследствии ляжет в основу гуманистической идеологии, бесконечно поправляли искусством несовершенную человеческую натуру, превращая идеальный контур в не менее идеальную массу.

03 fire_demo Огонь #03. Холст, печать чернила, лак, акрил, 2013

Кустов уже давно вышел за пределы гуманизма как такового - что понятно, ибо не может человек, на протяжении тридцати лет исследующий смерть в ее различных проявлениях, всерьез относиться к абстрактному понятию, касающегося предмета исследования только на уровне эмпатии. Человек (а в случае Кустова логичнее было бы называть его субъектом) ему интересен уже на уровне превращения в объект. И этот объект, по большому счету, находится вне тела как такового, в зоне абсолютных состояний, совершенства материи, где не функционируют общечеловеческие категории. Формулируя это абсолютное совершенство, художник обращается к античному конструкту симметричной геометрической структуры. Действительно, возможно точка отсчета искомой гармонии лежит не в совершенстве субъекта, а в идеальной стихии, куда этот субъект может быть помещен? Может именно эта идеальная геометрическая решетка, математически просчитанная, есть высшее выражение стихии, как, например, космос, который, как известно, реальность искусственная?

05 water_demo Вода #05. Холст, печать чернила, лак, акрил, 2013

Ведь исторически доказано, что когда мир упорядочивает человек, это неминуемо ведет к концу света. Или, говоря сложно, субъективная космогония всегда имманентно эсхатологична. Тут нужно вспомнить, например, миф о Пигмалионе. А вот упорядочивание хаоса на уровне стихии трансцендентно имеет большой шанс превратить субъекта в объект с такой же легкостью, как и другое абсолютное состояние – смерть, к которой нас неминуемо приближает возраст.

Выставка Владимира Кустова 64+ открывается в галерее Марины Гисич 26 февраля.