27 февраля в клубе A2 выступят Backstreet Boys. Группа, продавшая около 130 миллионов пластинок, в прошлом году отметила двадцатилетие и продолжает кружить головы не только школьницам, но и их мамам. Накануне концерта самого успешного бойз-бэнда в истории поп-музыки ART1 изучил почти вековую эволюцию феномена мальчиковой группы.

 

2014_02_21_Backstreet Boys_2

 

Семейный подряд

Бойз-бэнды состоят из нескольких участников мужского пола. В группе нет деления на фронтмена и аккомпаниаторов. Они поют (часто используя технику многоголосия), танцуют, порой — играют на инструментах. А главное — привлекают поклонниц, которые вместо одного кумира получают сразу нескольких.

Прототипами бойз-бэндов считаются так называемые барбершоп-квартеты начала ХХ века (один из известнейших — The Mills Brothers). В 1930-40-е годы их вокальные эксперименты привели к появлению ду-уоп-ансамблей (самыми популярным были The Ink Spots из Индианаполиса, негритянский коллектив, котировавшийся и у белой аудитории).

 

 

Однако если иметь в виду, что мальчиковые команды собираются все-таки не спонтанно, а специально, то точку отсчета можно вести от групп, в которых пели и играли родственники. The Osmonds и The Jackson 5 состояли, соответственно, из братьев — Осмондов и Джексонов.

The Jackson 5, они же The Jacksons, выросли из бэнда The Jackson Brothers, в котором участвовали Джеки, Тито и Джермейн Джексоны. В 1964-м к ним присоединились младшие братья Марлон и Майкл. Руководил группой их отец Джозеф. Спустя год их заметили менеджеры, после чего группа попала под крыло главного R'n'B-лейбла Motown. Большинство ранних треков, в стиле баблгам-поп, квинтету писала четверка авторов, именовавшая себя The Corporation, лишь в конце 1970-х братья начали делать это сами. Тогда же Майкл Джексон начал невероятно успешную сольную карьеру, однако принимал участие и в делах семейного проекта. The Jackson 5 продали более 100 млн пластинок.

 

 

The Osmonds начинали как барбершоп-квартет в 1958-м, а потом расширились до секстета. Объединяли их не только кровные узы, но и вера — Осмонды были мормонами. Концертную деятельность они позже объясняли необходимостью собирать деньги для помощи церкви и поддержки старших братьев, слепых Вирла и Тома. Глава семьи сумел протолкнуть их на канал «Дисней», оттуда они попали на шоу певца Энди Уильямса и начали ездить на гастроли. В 1970-е Осмонды начали придумывать свой материал. Группа прошла через увлечение прог-роком и диско, снимала телепроекты, братья делали карьеру вне музыки, при этом коллектив существует до сих пор и уже стал американской традицией. Глава семейства, Джордж Осмонд, умер в 2007-м. У него осталось девять детей и 55 внуков. Тираж пластинок The Osmonds достигает почти 80 млн.

 

 

Мальчики с гитарами

Британское вторжение и успех бит-музыки породили новый тип мальчиковых групп. Они выглядели, как The Beatles, иногда даже сочиняли песни, но при этом абсолютно подчинялись продюсеру.

Группу The Monkees собрали телепродюсеры Берт Шнайдер и Боб Рафельсон — они увидели фильм A Hard Day's Night и решили сделать что-то подобное в США. Сначала они планировали взять в оборот готовую группу — The Lovin' Spoonful, но потом решили провести кастинг участников. По сути, именно The Monkees стали первым специально собранным продюсерским проектом в формате бойз-бэнда. Главной звездой в нем стал артист бродвейского шоу «Оливер!»Дэви Джонс. Актером был и Микки Доленз. Двое остальных участников были музыкантами: Майкл Несмит несколько лет пытался делать сольную карьеру, Питер Торк был фолк-певцом. В одноименном телесериале парни изображали разбитных музыкантов, а в качестве альбомов выпускали саундтреки. При этом репетировать (и выбирать, кто на чем будет играть) им все же пришлось, когда группу позвали на гастроли. Уверенность четверки возросла настолько, что они отказались изображать группу и стали ей всерьез, начав продюсировать собственные записи. Они могли бы так и остаться артефактом эпохи, если бы в 1980-е сериал The Monkees вновь не стали показывать по телевизору. За этим последовало множество реюнионов, череду которых не прервала даже смерть Джонса в 2012-м. Их рекорд продаж — 65 млн.

 

 

Формула найдена

Самым влиятельным несемейным бойз-бэндом, неотличимым от нынешних аналогов, стала R'n'B-команда New Edition, появившаяся в Бостоне в 1978-м. Их менеджер Ральф Тресвант хотел сделать из них новых The Jackson 5. Эти мальчики только танцевали и пели бесконечно сахарные песни о любви. В 1984 году Морис Старр, сочинивший их первых хит Candy Girl, по подобию New Edition создал группу New Kids on the Block, просмотрев на кастинге около 500 претендентов. New Kids on the Block выступали в барах, танцевальных школах, клубах, и ко второму альбому добились серьезного признания — их песни You Got It (The Right Stuff) и I'll Be Loving You (Forever) лидировали в чартах и активно ротировались на MTV. Тогда и возник сам термин «бойз-бэнд». Группа распалась в 1994-м — уйдя от Старра, она не смогла повторить былой успех.

 

 

Между тем, продюсеры быстро поняли, как работает схема, и на смену пионерам пришла целая армия бойз-бэндов. Ставшие самой популярной группой в этом жанре, Backstreet Boys появились в 1993-м. Их первое выступление состоялось в океанариуме Орландо, и затем парни стали звездами местных школ и торговых центров. Следом шли Boyz II Men, East 17, Boyzone, 'N Sync, Five, Hanson. В Англии появились Take That, в Ирландии — Westlife. Формула пришлась по вкусу в Японии и Южной Корее, где бойз-бэнды стали называть идол-группами — Shinhwa, Super Junior, TVXQ, Big Bang, SHINee, Exo, U-KISS, 2PM, 2AM, Infinite, Arashi. А канал MTV создал свою группу — 2gether. В России формат бойз-бэнда распространился не столь массово, как на Западе, но тоже был весьма востребован. На смену «На-На» пришли «Иванушки International», «Отпетые мошенники», «Премьер-министр», «Динамит», «Корни».

Тогда же выработались четкие критерии успеха. Бойз-бэнд — это тщательно выстроенный поп-продукт. Песни, клипы, танцы, одежда, фото, истории для прессы — все контролируется продюсером (скажем, Лу Перлману, кроме Backstreet Boys, принадлежали 'N Sync, LFO, O-Town и US5). Главное правило — группа должна нравиться среднестатистическому подростку женского пола. Поэтому, для наилучшего попадания в целевую аудиторию, каждый участник должен воплощать определенный мужской типаж. К примеру, классический расклад таков — миляга, плохиш, качок, хартбрейкер, нацмен. Такое разделение по имиджевым шаблонам получило название «формула бойз-бэнда». Песни практически всегда и пишут и играют профессионалы, а в студии вокалистам помогают сессионные певцы.

 

Феномен достиг пика во второй половине 1990-х. Профильная пресса при этом от бойз-бэндов воротила нос, превознося другие тренды, от гранжа до брит-попа. Что не мешало мальчикам бить рекорды продаж по миру — девочки ведь не читают музыкальных критиков.

Вечная молодость

В 2000-х группы устали от того, что их именовали бойз-бэндами. Сами они предпочитали термин «мужская вокальная группа», поскольку из милых мальчиков давно превратились в танцующих бизнесменов. Тогда же появился новый термин — мэн-бэнды. Некоторые команды, как Backstreet Boys, все эти годы записывали альбомы и давали концерты без перерывов. Другие, как Take That, Five или Boyzone, распадались и возрождались. Вновь вышли на сцену New Edition. Джордан Найт (New Kids on the Block), Робби Уильямс (Take That), Джастин Тимберлейк ('N Sync), Ронан Китинг (Boyzone) добились впечатляющих результатов в сольной карьере, но тоже были не прочь заработать немного денег со старыми приятелями. В 2011-м появилась даже супергруппа NKOTBSB — участники New Kids on the Block объединились с Backstreet Boys и поехали в совместный тур: солд-аут был обеспечен ностальгией. А группа Hot Chip, не будучи бойз-бэндом, сняла искрометный клип-пародию по всем канонам жанра.

 

 

Между тем, нулевые предложили новый тип бойз-бэнда. Будущие One Direction познакомились на телешоу The X Factor, участниками которого были в 2010-м. Член жюри Николь Шерзингер тогда пошутила, что им стоило бы собрать группу. В результате вышедший годом позже их дебютный альбом Up All Night сразу возглавил британский топ. К моменту появления музыкального проекта, у каждого из парней уже не только была собственная армия поклонниц, но и активно посещаемые аккаунты в соцсетях — сегодня певцы должны не только хорошо выглядеть и бойко танцевать, но и постоянно делать селфи в инстаграме, делиться твитами, постить в фейсбук. На церемонии Brit Awards, недавно прошедшей в Лондоне, голосование за «Лучшее видео», к примеру, проводили в твиттере — неудивительно, что One Direction победили с колоссальным отрывом, а по количеству наград группа уже сравнялась с The Beatles. В результате из коммерческого трюка бойз-бэнд мигрирует в сторону социального феномена. На очереди, очевидно, появление виртуальных коллективов, не просто управляемых маститыми менеджерами, а буквально запрограммированных на успех.

 

 

Backstreet Boys выступят в клубе А2 27 февраля