«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club). Режиссер: Жан-Марк Валле. В ролях: Мэттью МакКонахи, Дженнифер Гарнер, Джаред Лето, Денис О'Хэр, Стив Зан, Майкл О'Нилл, Даллас Робертс, Гриффин Данн, Кевин Рэнкин, Донна Дюплантье, Денин Тайлер, Дж.Д.Эвермор, Лоренс Тернер, Джейн МакНилл, Джульет Ривз, Кэтрин Ким Пун. США, 2013, 107 мин.

AMF_7277 (341 of 376).NEF

Простой электрик и отважный ковбой Рон Вудруф из штата Техасс много пил и грубил, мало предохранялся и был страшным гомофобом. Его карой за вышеперечисленное стал приговор двух врачей (она — милашка, он — враг зараженного ВИЧ-инфекцией народа) в 1986 году. После того, как у Вудруфа совершенно случайно обнаружили СПИД, времени для приготовления вещей и мыслей на тот свет ему отвели не так уж много - тридцать дней. Ковбой прожил еще семь лет, в течение которых успел многократно посетить чудо-доктора-без-лицензии в Мексике и заняться распространением неудобных для продажи в Америке лекарств. Но главная заслуга ковбоя состояла, конечно же, в трансформации сознания. Относиться с презрением к геям отныне стало невыгодно: клиент всегда прав, тем более, если таких клиентов большинство. В противном случае теряешь не только деньги, но и репутацию будущего (вот сегодня за актуальную тему борьбы с гомофобией и ее раскрытие со всех ракурсов пророчат Оскара «трансвеститу» Джареду Лето и исполнителю главной роли «крутого перца» Мэттью МакКонахи).

Несмотря на действительно ошеломляющую игру МакКонахи (вместо циника стал лириком, стоиком и гностиком; в приступе бешенства сравним разве что с оседланным им же быком; ради съемок похудел на двадцать килограммов, но сил только прибавилось) и новый трогательный образ Лето, игра актеров – далеко не все, на чем держится фильм. Посыл же последнего остается неясен. Да, в основе картины, конечно, реальная история, что уже является бонусом. Да, глаз от экрана не отвести. Первые несколько минут эмоциональная напряженность достигается с помощью параллельного монтажа: кадры группового секса вперемешку с родео-шоу. Далее всем спектром эмоций успешно орудует сам МакКонахи. И тут вы найдете и нежелание мириться с болезнью, и жажду наживы, и способность хотя бы ненадолго продлить жизнь другому, и дружбу с невнятной женщиной-врачом, и черта в ступе. Промелькнет даже толстый отец женоподобного Района. Ради него герой постарался нарядиться в мужской костюм, а папа, все же поморщившись, похвалил за усердие и дал денег. Все проблемы из детства. Не забудем, не простим.

4G0Pl8SRwlr5nXlmdzHjlD2qBrw

Кажется, режиссер Жан-Марк Валле в спешке попытался рассказать обо всем, но что именно в итоге хотел сказать, к концу фильма позабыл. Капсулы АЗТ, которые врач с внешностью и нутром садиста тестирует на живых пока людях, высасывают остатки сил. Большинство догадывается о их вреде почти сразу, но тут войну с догадливыми развязывает уже фармацевтическая кампания. Зрителю, уже успевшему причислить АЗТ-врачей к убийцам, в финальных титрах разъясняют, что дозировка лекарства была не та. В целом препарат изобретен не зря, его применяют и сейчас, чем значительно облегчают страдания ВИЧ-инфицированных. Гимн самолечению утих сам собой.

Борьба с гомофобией тоже, в общем, борьбой не является. Куда радикальнее было бы, стань Вудруф гомосексуалистом. Но его толерантность начинается ровно там, где другого выхода нет: и без того сомнительная дружба с мужланами-собутыльниками кончена в тот момент, когда болезнь настигает по полной.

Судебные тяжбы завершились не в пользу ковбоя, но ему апплодирует группа поддержки.  Врач-подружка так весь фильм в недоумении прохлопает глазами (чью сторону занять? как прибить картину? нужно ли лечить тех, кто тихо лежит на кровати и ждет смерти?) и только однажды всерьез пустит слезу. «Он был и мой друг тоже», - всхлипнет она, вспомнив лапушку Района, умершего чуть раньше других по собственной воле. Медленно. Мучительно. У нее на глазах.

Впрочем, если обратиться к фильмографии Жан-Марка Валле, картина проясняется. Костюмная мыльнооперная мелодрама «Королева Виктория» и запутанная драма о переселении душ «Кафе де Флор» тоже метались из стороны в сторону. И в том, и в другом случае актеры выкладывались на все сто, зато режиссер выплетал интриги словно Кортасар в «Ленте Мебиуса». Точнее — хотел бы. Но прогадал и получил что-то вроде Дэна Брауна с Пауло Коэльо. «Кафе де Флор» рассказывал притчу о бессмысленности отчаяния: тебя оставляют, потому как в прошлой жизни были «перегибы на местах». Делай выводы и в новой жизни никого не кори, наступай на горло собственной песне и дружи со всеми. Притча «Далласский клуб покупателей» рассказывает о хорошем человеке, каким уже в этой жизни при нужном раскладе может оказаться даже самый распоследний мерзавец. Есть и скрытые смыслы. Их немало. Голливуду понравится.