«Она» (Her). Режиссер и сценарист Спайк Джонс. В ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара, Оливия Уайлд, Крис Прэтт, Мэтт Летчер, Портия Даблдэй, Лаура Кай Чен, Спайк Джонс. США, 2013.

HER

Недавно вышедшая в российский прокат фантастическая мелодрама «Она» была номинирована на главный «Оскар» в этом году, но, как и следовало ожидать, уступила первенство социальной драме Стива Маккуина «Двенадцать лет рабства». Впрочем, и без почетного приза кинокартина «Она» заслуживает пристального внимания, ведь её создатель — Спайк Джонс, один из самых необычных режиссеров современности, даже при условии, что успех его абсурдистских комедий «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация» можно частично списать на талант знаменитого сценариста Чарли Кауфмана, а очарование экранизации одноименной книги «Там где живут чудовища»  объяснить удачной задумкой детского писателя Мориса Сендака.

На этот раз Спайк Джонс решил рискнуть и снял фильм, основываясь лишь на собственных идеях. Результат оказался более чем удачным: дебютировавший сценарист вполне заслуженно награжден «Золотым глобусом» и «Оскаром» за лучший сценарий.

Придуманная им история разворачивается в абстрактном будущем, но не в эпоху пугающего киберпанка, а в довольно уютный период, еще недалеко ушедший от нашего настоящего. Американцы будущего предпочитают в одежде слегка винтажный стиль, живут и работают в ярких, но не слишком броских помещениях, а в свободное от работы время играют в компьютерные игры или чатятся со скучающими девушками. В общем, почти ничего не изменилось, разве что технологии шагнули далеко вперед, и в продаже появилась операционная система, обладающая не только способностью к саморазвитию, но и интуицией. Удивительную новинку покупает профессиональный сочинитель писем Теодор Туомбли (Хоакин Феникс), переживающий тяжелый развод со своей ещё любимой женой. Первым делом операционная система с женским голосом выбирает себе имя «Саманта», а затем, не мешкая, начинает учить Теодора радоваться жизни, попутно узнавая от него, что значит быть человеком и любить кого-то просто за то, что он меняется вместе с тобой. Так постепенно между необычной программой и замкнутым писателем начинается самый настоящий роман.

HER

Взаимоотношения искусственного интеллекта и человека — сюжет не новый: зрителям давно известно, что можно влюбиться в соблазнительного киборга или поссориться с бортовым компьютером. Однако в фильме «Она» важно не столько то, что Саманта —  это компьютерная программа, сколько то, что, напоминая по всем параметрам настоящую женщину, она полностью лишена тела, даже в виде простой картинки на экране монитора или смутного образа в фантазиях Теодора. Одушевленная Саманта может проявлять себя только через голос. Причем голос Скарлетт Йохансон, которая настолько талантливо озвучила героиню, что получила приз Римского кинофестиваля за лучшую женскую роль, хотя ни разу не появилась в кадре.

История о бестелесной Саманте отсылает не к многочисленным фильмам об искусственном интеллекте, а к давно закрепившемуся в культуре образу возвышенной любви, родившемуся еще в поэзии трубадуров. В далеком XII веке провансальскому трубадуру Джауфре Рюделю было достаточно услышать рассказы паломников о прекрасной графине Годьерне Триполитанской, чтобы полюбить благородную даму, не видя ни ее лица, ни тела. А спустя века Александр Блок, одержимый образами рыцарской поэзии и философией Владимира Соловьева, отказывался от физического контакта с собственной женой — Любовью Менделеевой, потому что в его фантазиях она была не земной женщиной, а Прекрасной Дамой или небесным идеалом. Теодор — это тот же поэт: он пишет трогательные письма от чужого имени, но эти письма для него не подделка, а настоящее произведение искусства. Он счастлив с женщиной, которую не может увидеть и обнять, но это чувство не обман, а настоящая любовь. Секс между ними — не аналог секса по телефону, а соитие в другой неземной реальности. Поэтому предложение превратить голос в привлекательную женщину приводит героя в смятение, а попытка физического контакта с ней обращается каким-то нелепым фарсом.

her-olivia-wilde

Спайк Джонс даже отказался от изображения возможных социальных проблем будущего, которые могли отвлечь героя от его идеального чувства и увести в область других, более низменных, переживаний: друзья без осуждений принимают странный роман Теодора, правительство ничем не напоминает о своем существовании, а высокие здания мегаполиса не давят на психику вполне обеспеченных граждан. Фильм «Она» целиком и полностью посвящен взаимоотношениям Теодора и Саманты, а немногочисленные отступления в сторону нужны режиссеру лишь для того, чтобы продолжить рассуждения о настоящем чувстве.

Но идеальный образ любви был бы мертвой абстракцией, если бы Спайк Джонс не наполнил его вполне понятным психологическим содержанием. Теодор не застывает, подобно рыцарю, в преданном обожании своей неземной возлюбленной. Он сомневается в своем выборе, грустит, радуется, ревнует и, наконец, обманывается в своих надеждах. Его чувство проходит хорошо знакомые большинству людей стадии любовного переживания, а Саманта в свою очередь ведет себя не как Прекрасная Дама, а как обычная земная женщина, со своими достоинствами и недостатками. В результате незамысловатая сказка оказывается настоящей жизненной драмой, вполне понятной современному зрителю, не перестающему при этом удивляться ее очарованию. В конце концов фильм приводит нас к мысли о том, что нет большой разницы от того, в какую эпоху мы живем: время для волшебного «безумия» найдется всегда.