Современная культурная жизнь некоторых российских провинциальных городов более или менее представима: есть понимание того, какие события стоит посетить и куда пойти. Так, в Перми идешь в художественную галерею смотреть деревянную скульптуру и в Музей современного искусства – желательно, во время проведения фестиваля «Белые ночи» (если он еще будет проводиться). В Екатеринбурге смотришь выставки в местном ГЦСИ и, может быть, спешишь увидеть индустриальную фактуру города в столкновении с современным искусством на Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В Новосибирске отправляешься в Сибирский центр современного искусства, а еще можно заглянуть в Музей смерти рядом с местным радостно-оранжевым крематорием. Культурная жизнь других городов менее известна. Предположу, что потенциальный путешественник не подозревает о том, с какими интересностями можно столкнуться в Красноярске.

Ксавье Жуйо. Птица Феникс. Канск. Ксавье Жуйо. Птица Феникс. Канск. 2012.

Допустим, вы оказались в Красноярске и хотите посмотреть искусство сибирских художников. Может быть, вас даже интересует, какие картины здесь были написаны помимо «Взятия снежного городка» Василия Сурикова. Интересные красноярские художники были и есть – например, Юрий Худоногов рисовал утыканные мегалитами яркие хакасские степи в духе полей Ван Гога, а Юрий Деев в примитивистском ключе и с оглядкой на Шагала романтизировал жизнь сибирских стариков-крестьян. Но по какой-то странной причине эти работы хранятся в запасниках красноярских музеев, куда вас вряд ли пустят. В самом центре города вы наверняка увидите уютный обросший городскими легендами памятник художнику Андрею Поздееву и захотите узнать, чем же он знаменит, что тоже вряд ли получится получится: и его жизнерадостные пейзажи, выполненные в реалистическом ключе, и огромные абстракции с элементами оп-арта большую часть времени пребывают в запасниках и выставляются лишь изредка.

Андрей Поздеев. Вознесение. 1980-е гг. Андрей Поздеев. Вознесение. 1980-е гг.

Произведения современных красноярских художников можно посмотреть в выставочных залах Союза художников и регионального отделения Российской Академии художеств, а также в небольших галереях («Галерея Романовых», «Хинган», «АйнArta»), деятельность которых не слишком концептуализирована. Здесь вы столкнетесь либо с консервативной, в традициях XIX столетия, живописью, либо с «молодыми направлениями», которые продвинулись не намного дальше – в сторону фовизма или фотореализма. Считайте, что вам повезло, если вы увидите сибирский абстракционизм (картины Николая Рыбакова), где угадываются реалистические прообразы или мотивы архаических местных орнаментов; новаторские вещи Александра Сурикова, который, работая преимущественно в духе дадаизма, наивного искусства и ар-брют, иногда вступает в «творческий спор» с новыми британскими художниками; или живопись Александра Краснова с инопланетянами, удивленно разглядывающими хорошо знакомые человеку предметы. Ироничные инсталляции Василия Слонова можно встретить в Красноярском музейном центре, а несколько его арт-объектов постоянно экспонируются на площади Мира вокруг этого самого центра. Один из них – железная заржавевшая матрешка «Родина-мать» (примерно 4 метра в высоту), созданная к 60-летию со Дня Победы в ВОВ, драматичный ответ Волгоградскому монументу «Родина-мать зовет».

Василий Слонов. Родина-мать. 2012. Василий Слонов. Родина-мать. 2012.

Вообще, за современным российским или зарубежным искусством надо отправляться в Красноярский музейный центр. Здесь за время проведения красноярских биеннале (еще одно стоящее событие, которое можно посетить в Красноярске в сентябре по нечетным годам) была собрана достойная коллекция современного искусства (Константин Батынков, Владимир Анзельм, Сергей Горшков, Ринат Волигамси, Ольга и Александр Флоренские, Леонид Тишков, Дмитрий Цветков, «Синие носы», Марина Алексеева и др.), которая в том или ином объеме почти всегда представлена в залах музея. В музейном центре часто выставляют и крупные международные проекты: так, в октябре грядет выставка «Пути немецкого искусства», которая, как обещает куратор Маттиас Винцен, раскроет особенности каждой декады развития немецкого искусства с 1950-х годов до наших дней (политическое искусство 50-х годов, перформативное и процессуальное искусство 60-х, феминизм 70-х т.д.); на ней впервые в Красноярске покажут работы Йозефа Бойса, Герхарда Рихтера, художников Флюксуса, Бернда и Хиллу Бехеров и др. Правда, залы музейного центра иногда вынужденно сдаются в аренду под коммерческие проекты, поэтому не удивляйтесь, наткнувшись здесь на выставку кошек, любительскую живопись или выставку-продажу разноцветных камней. А может быть, кому-то такое смешение фактур жизни и искусства покажется даже интересным.

Проект Роберта Кушмировского на X Красноярской биеннале. Фотограф Владимир Дмитриенко. Проект Роберта Кушмировского на X Красноярской биеннале. Фотограф Владимир Дмитриенко.

Между тем количество творческих институций в Красноярске в последнее время увеличивается. Появился бизнес-центр «Пилот», созданный, в основном, для местной молодежи, которой нужна помощь в продвижении собственного творчества. Наиболее интересны периодически проводимые здесь «Суровые сибирские кинопоказы», для которых кураторы показов отбирают редкие арт-хаусные, иногда трешевые фильмы, которые не всегда можно найти в сети. Зачастую программа кинопоказов наполняется за счет картин, отобранных в конкурсную программу еще одного крупного события в красноярской жизни – Канского видеофестиваля. Канск расположен в четырех часах езды от Красноярска, имя городка счастливо перекликается с Каннами, что организаторы и обыграли. Здесь в конце августа каждого года можно посмотреть экспериментальные фильмы режиссеров со всего мира, созданные за последний год. Дополнением служат энвайромент-инсталляции (в Канске есть очень фактурная база военной техники на открытом воздухе, открытые поля для «посадки» арт-объектов), которые не первый год в содружестве с красноярскими архитекторами создает француз Ксавье Жуйо.

У хипстеров примерно год назад тоже появилась своя площадка – «Каменка», расположенная в бывшем пустующем ДК в отдаленном районе города. Здесь собраны все субкультурные практики: выставка снимков из Instagram, Ресторанный день, когда каждый желающий может творчески проявить себя в кухонном деле, производство лонг-бордов, анти-кафе, школа по созданию инсталляций, уличное пианино, бесплатные велосипеды и т.п. Именно там с подачи организаторов Красноярской биеннале был представлен проект екатеринбургских художников Славы Птрк и Владимира Абиха «Уличная грязь», который попал в лонг-лист премии Сергея Курехина в области современного искусства.

Уличная грязь на Каменке. Фотограф Воладимир Дмитриенко. Славы Птрк и Владимир Абих. Уличная грязь на Каменке. Фотограф Воладимир Дмитриенко. 2013.

Не первый год в июне в Красноярске проходит фестиваль «Театральный синдром», организованный Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова. Здесь можно увидеть театральные постановки последних лет (например, в этом году была представлена «Охота на Снарка» Кирилла Серебренникова) и эффектные зрелищные спектакли уличных театров со всего света: представление, разыгранное ночью на световых объектах в воздухе; итальянский театр на ходулях; «Орфей и Эвридика» станцованная на вертикальной стене-полотне, которое зарисовывается по ходу действия.

Возможно, благодаря фестивалю активные изменения начали происходить и в жизни красноярских театров. Особенно радикально перестроился «Театр юного зрителя», в репертуаре которого теперь присутствуют постановки в духе документального театра: опросить «гопников» и неприкаянную молодежь Правого берега и сделать постановку по мотивам того, как они живут, или даже предложить подросткам написать свои 15-минутные пьесы и поставить их на сцене практически без купюр. В театр можно ходить как на выставку, потому что особенно преуспевают здесь декораторы. Например, для спектакля «Кеды» они изготовили огромное «полотно», скрученное из велосипедов во всю ширь сценического пространства, что смотрелось чуть ли не как реплика на велосипеды Ай Вэй Вэя, подвешенные в  музее Гугенхайма.

Спектакль "Кеды". Красноярский Театр юного зрителя. Спектакль "Кеды". Красноярский Театр юного зрителя.

В конце октября – начале ноября проходит Красноярская ярмарка книжной культуры, еще один проект Фонда Михаила Прохорова. Помимо возможности приобретения хорошей литературы (что для Красноярска актуально), ярмарка всегда сопровождается культурной и выставочной программами: можно обсудить книги последних лет, послушать стихи современных поэтов и музыку молодых сибирских музыкантов, увидеть выставки современной книжной иллюстрации, комиксов и просто качественные выставочные проекты. В этом году своей сложной драматургией, разыгранной обычными предметами – например, кофейными чашками, на дне которых отражался целый мир спектакля «Демон», – всех удивлял проект «Камень. Ножницы. Бумага» Лаборатории Дмитрия Крымова.