Сегодня офис европейской биеннале современного искусства «Манифеста» распространил пресс-релиз, в котором содержится ответ на призывы не проводить «Манифесту-10» в Санкт-Петербурге.

2014_03_11_Manifesta_logo

Первые призывы бойкотировать биеннале прозвучали в связи с гомофобными законами, принятыми парламентом Петербурга и распространенными затем на всю страну. С началом российско-украинского конфликта идея не проводить «Манифесту 10» в Санкт-Петербурге в знак несогласия с политикой государства, готовящегося к военной агрессии, раздаются все более настойчиво, так что уже невозможно игнорировать эту часть мнения художественного сообщества. Отдельное письмо написал художник Юрий Лейдерман — участник первой «Манифесты» в Роттердаме в 1996 году, живущий в Европе уроженец Украины. Под петицией не проводить биеннале в Санкт-Петербурге поставили свои подписи почти 1700 человек, в том числе Марта Кузма — один из кураторов (вместе с Массимилиано Джони) «Манифесты 5» в Сан-Себастьяне, американка по рождению и украинка по национальности. В течение десяти дней офис «Манифесты 10» молчал, и сегодня поступило заявление. Также отдельно высказался куратор будущей биеннале Каспер Кёниг.

В заявлении, помимо риторики, ставшей привычной за время общения с представителями «Манифесты» в Петербурге, в частности, говорится: «Мы считаем, что остановка работы по подготовке биеннале сейчас может быть воспринята как продолжение риторики в духе Холодной войны и не будет достойным ответом на всю сложность существующей геополитической ситуации. Фонд «Манифеста 10» внимательно следит за развитием событий на Украине и не остается равнодушной к происходящему. Мы всецело надеемся на то, что возникший кризис будет в конце концов разрешен мирным дипломатическим путем».

Отдельное заявление сделал куратор Каспер Кёниг. «Я не считаю, что проведение биеннале в Санкт-Петербурге имеет что-то общее с поддержкой (будь-то Государственным Эрмитажем и его директором Михаилом Пиотровским, международными фондом «Манифеста» и его директором Хедвиг Фейен, лично мной) политических решений, принимаемых в настоящий момент российским правительством. Прекращение нашей работы по причинам, отличным от практической невозможности ее продолжения, не кажется мне выходом из ситуации». - пишет он, и продолжает: «Моя цель состоит в том, чтобы биеннале была многосложной и интересной с точки зрения представленных на ней художественных подходов, и эта цель будет достигнута благодаря участвующим в ней художникам. Основная задача в данном случае – всеми возможными способами бороться за то, чтобы искусство продемонстрировало всю широту заключенных в нем и открываемых им перспектив. Мне не хотелось бы, чтобы эти слова были восприняты исключительно как комментарий для прессы, я хочу выразить нечто более важное, чем просто мое отношение к сложившейся ситуации».

Однако, странно слышать от уважаемого европейского куратора следующие слова: «Мы не хотим выставлять что-то, что сводилось бы к дешевой провокации. Перед нами открыты богатые возможности, и было бы ошибкой увидеть в них всего лишь шанс делать какие-то политические заявления. Мы прекрасно понимаем, что биеннале «Манифеста 10» будет не по назначению использоваться политическими активистами в качестве платформы для высказываний».

Свой проект Каспер Кёниг описывает в следующим образом: «С тех пор 43 художника (именно столько, по моим ощущениям, примут участие в выставке) по моему приглашению посетили Санкт-Петербург, где работали над своими проектами с большой серьезностью и вниманием. Выставка должна состояться уже очень скоро. Она будет занимать исторические пространства Зимнего дворца и только что реконструированное здание Главного штаба. Одновременно с этим будет проходить программа мероприятий в общественном пространстве, которую курирует Йоанна Варша, кинопрограмма, организуемая Райнальдом Шумахером и Натали Oйос. Британский куратор Сепаке Ангиама разрабатывает образовательную программу юбилейной «Манифесты». Мы более подробно расскажем об участниках и организаторах биеннале во время пресс-конференции, которая состоится 25-го марта 2014 года в Государственном Эрмитаже».

ART1, конечно же, выступает за то, чтобы биеннале европейского искусства в Санкт-Петербурге состоялась, - но не любой ценой. Можно напомнить, что планировавшаяся на осень этого года Киевская биеннале современного искусства перенесена в связи с политической ситуацией. Организаторы прошлогодней стамбульской Биеннале, прошедшей после массовых протестов и волнений на площади Таксим, были вынуждены значительно сократить ее программу. События последнего времени развиваются столь стремительно и непредсказуемо, что остается только ожидать, какую конфигурацию примет политическая, общественная, и связанная с ней художественная жизнь ко времени открытия «Манифесты», июню этого года. Параллель между биеннале и олимпийскими играми не совсем верна и так же отдает банальностью, как сравнение ввода войск в Афганистан с нынешней ситуацией на Украине.