Музей Арктики и Антарктики собираются выселить из Никольской Единоверческой церкви, которую он занимает 75 лет. Даже если предоставят новое здание, снова открыться он сможет в лучшем случае через десять лет. Заместитель директора по научной работе Мария Дукальская провела для ART1 экскурсию по музею и познакомила с его историей. Фотографии Михаила Григорьева.

mg_3802

В 2010 году был принят федеральный закон № 327-ФЗ, его полное название - «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». 12 февраля 2014 года стало известно, что Роскомимущество велело музею освободить помещение, не предложив достойной альтернативы для размещения ценных коллекций. Таким образом. тянущаяся три года история перешла в эндшпиль: закон должен выполняться, несмотря на то, что он вызывает критику со стороны директоров и сотрудников ведущих музеев России.

Единоверческую церковь закрыли в 1932 году, передав здание в аренду Арктическому институту. Очень вероятно, что именно новое музейное назначение уберегло здание от сноса, грозившего церквям как в 1930-е, так и в в 60-е годы. В 1934-36 Александром Сивковым, главным архитектором Эрмитажа (выступавшим также ведомственным архитектором Севморпути и построившим в те же годы Дом Полярников на улице Восстания, 53) было перекрыто подкупольное пространство, и так в музее появился второй этаж. Реконструируя интерьеры, группа архитекторов бережно подошла к их целостности. Церковная живопись была заменена тематическими картинами, над которыми работали профессиональные художники, а в парусах на месте четырех апостолов написаны корабли, соответствующие этапам освоения Севера, - от древних стругов до ледокола «Красин». Первым директором музея был художник и путешественник, участник экспедиции Г.Я. Седова Николай Пинегин.

Практически все экспонаты отдела «Природа Арктики» в центральном зале на первом этаже выполнены в середине 1930-х годов: из диорам художника Платунова самая большая - «Птичий базар». Глобус с изображением Арктики был сделан художником Новодворским по материалам академика Шокальского.

mg_4070_1_2_fused

Самолет, встречающий посетителя прямо у входа, — настоящий. Нынче существует всего два Ш-2 конструкции инженера Шаврова, которые использовались в Арктике с 1930-х по 60-е годы. Сотрудник Арктического института и один из участников челюскинской экспедиции Яков Гаккель, который принимал активное участие в создании музея, нашел самолет на гребном канале на Крестовском острове. Хотя документация погибла в годы войны, в пользу того, что в музее находится тот самый самолет челюскинцев, - латки на корпусе соответствуют известным местам повреждения самолета, на котором летал Михаил Бабушкин. В случае переезда разобрать этот экспонат можно, но собрать будет уже проблематично.

Все экспонаты музея включены в музейный фонде Российской Федерации. Это многие подлинные вещи северных экспедиций, начиная с первой половины XVIII века. Все вещи экспедиции Папанина, снятой со льдины, были привезены в Ленинград на «Ермаке» и поступили в музей, а отдельные предметы были позже выкуплены из частных коллекций.

Музей располагает хорошей коллекцией рисунков, живописи и скульптуры студентов Института Народов Севера, не так давно показанной на выставке «След метеора. Искусство народов Севера 1920 - 1930» в Мраморном дворце. Работы двух знаменитых теперь ненецких художников, Константина Панкова и Тыко Вылки, находятся в фондах музея.

Идея поставить ледокол «Арктика» в Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове, откуда съезжают верфи, могла бы спасти первый серийный атомный ледокол от гибели и решить проблему музея, который в таком случае становится центром комплекса из «Красина» на одном берегу Невы и «Арктики» - на противоположном. Но город не готов взять ледокол на баланс, хотя его утилизация стоит дороже, чем буксировка из Мурманска и обустройство под музей.

Даже если предоставят новое здание, музей сможет снова открыться в лучшем случае через десять лет. Пока что известие о возможном закрытии музея вызвало приток посетителей - это не только школьники младших классов, но и множество небезразличных к истории горожан.

Редакция ART1 благодарит Музей Арктики и Антарктики за помощь в подготовке материала.