«Охотники за сокровищами» (The Monuments Men). Режиссер Джордж Клуни. Сценарий: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Роберт М. Эдсел, Брэт Уиттер. В ролях: Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Джон Гудман, Жан Дюжарден, Боб Бэлабан, Хью Бонневилль. Кейт Бланшетт, Димитрий Леонидас, Юстус фон Донаньи. США, Германия, 2014.

The-Monuments-Men-1

Вторая мировая война. Нацисты поступательно воруют и минируют шедевры мирового искусства на случай, если Гитлер потерпит поражение. В обратном случае в австрийском Линце будет создан гигантский музей имени фюрера, где, семеро по лавкам, разместятся все шедевры западноевропейского искусства — чтобы вопроса о том, кто тут главный, больше не вставало.

И бог весть, что бы случилось, если бы за дело не взялась доблестная «дримтим» искусствоведов и солдат в одном флаконе, собранная Фрэнком Стоуксом (Джордж Клуни), который в пыли бомбежек и серости танковых гусениц больше всего заботится о высоком. Команда Стоукса — как на подбор: есть серьезный статный блондин (Мэтт Деймон), есть забавный толстяк (Джон Гудман), есть трусоватый, но отчаянный очкарик (Боб Бэлабан). Но дело в том, что бесспорно хорошо подобранному актерскому составу играть оказывается нечего. В результате получается долговязая история с предсказуемой парадигмой сцен, так что довольно скоро становится ясно, что здесь обязательно будут лиричный вечер у костра и роман одного героя с красивой женщиной (Кейт Бланшетт), случится ситуация слезоточивого выбора между дружбой и смертью (поступок из серии «один за всех, и все за одного»), кто-то окажется на волосок от смерти и спасется, а кто-то — героически погибнет.

Фильм «Охотники за сокровищами» напоминает притчу, толково и доступно для массового зрителя транслирующую одну главную мысль: искусство стоит любых жертв — даже смерти. И пусть она высказана слегка навязчиво и чересчур в лоб — на это все можно было бы закрыть глаза, если бы речь действительно шла об искусстве. Здесь же на место «Гентского алтаря» Яна ван Эйка и «Мадонны Брюгге» Микеланджело можно поставить что угодно — хоть тракторы, хоть утюги: любые предметы, без которых человечеству пришлось бы некомфортно. Да и сами герои не очень-то тянут на искусствоведов. В результате потенциальные слагаемые, пусть даже порой и первоклассного качества (актерский состав) так ни во что и не складываются и остается голая, аккуратная схема, прокатанная тысячи раз и, увы, не увлекающая. И, случись вдруг подобная ситуация не с изобразительным искусством, а с кинематографом, фильм «Охотники за сокровищами» спасать бы не пришлось.