В пятницу в клубе фестиваля «Послание к человеку» впервые в Петербурге показали фильм Алены Полуниной «Непал форева» — документалку о дружеском визите легендарной организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» в азиатскую республику.

17.03.2013 _KPLO

Если вдруг вкратце надо рассказывать, то «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» это официальная организация немолодых людей, которые любят писать открытые письма диковатого содержания: грозятся организовать поток контрабандных кружевных трусов, требуют открыть для широкой аудитории десяток-другой музеев Ленина. На их сайте можно отыскать заметки с заголовками типа «Сияющая северная Корея разгромила американских футбольных роботов» и «Обитаемый остров — клевета на комических интернационалистов и подпольщиков». Несколько лет назад КПЛО радовали многих пользователей социальных сетей, но как-то быстро приелись. Коммунисты требовали засудить Стинга, Мадонну, других приезжавших сюда артистов, а теперь требуют суда над Аленой Полуниной, режиссером документального фильма «Непал Форева».

Коммунистов в фильме представляют двое: сухопарый проповедник Сергей Малинкович и активный, крепко сбитый кулак партии Виктор Перов. Один пишет тексты, старательно проговаривая каждое слово с видом школьника, делающего домашку. Другой гордо стоит на улицах, завернутый в красное полотнище, раздает листовки и баллотируется в депутаты. Вместе они шагают раздавать ордена активистам, стоять в пикетах и поздравлять товарища Ленина (памятник у Финляндского, конечно) с днем рождения.

Алена Полунина фиксирует веселую жизнь двух любимцев публики. Снимает со штатива, не мешает устраивать в кадре цирк и даже подыгрывает общему шоу с пением «Интернационала»: в одном из эпизодов фокусируется не на абсурдистских диалогах Малинковича с Перовым, а на трахающихся у их ног обезьянках. Невмешательство режиссера — ход как по учебнику. Фильм превращается в антропологическое исследование, что-то вроде канала Animal Planet, когда человек с киноаппаратом сидит в кустах и ждет, когда на охоту за зеброй выйдет лев.

17.03.2013_KPLO

Так же, как оператор ждет, когда тигр начнет жрать зебру, хроникер вынужден дожидаться, когда коммунисты выйдут из своих ролей. Ради этого Полунина и едет с Малинковичем и Перовым в Непал. Там должно произойти столкновение российских коммунистов-циркачей с азиатскими леваками в шерстяных шапочках, озабоченных не судьбой тела и дела Ленина, а простейшими социальными делами. И действительно, доблестные члены КПЛО на фоне коммунистов Непала смотрятся смехотворно: рассказывают коллегам про борьбу с Зюгановым, как будто это и есть судьба левой идеи в XXI веке. Наносят визит в сонное царство посольства Северной Кореи, чтобы выразить соболезнования обалдевшим дипломатам в связи с кончиной Ким Чен Ира. И везде оказываются не у дел, как Борат в Америке.

Лучшего политического памфлета на тему «кризис левой идеи в России» не придумаешь. Но, увы, фильм остается без драматургии, с Тарапунькой и Штепселем отечественного левого движения вообще ничего не происходит. «Непал» остается чередой цирковых номеров (это вина не Полуниной, а коммунистов, настоявших на том, чтоб съемки были прерваны).

В лучших образцах «кино невмешательства» — да хоть в нашумевшем «Акте убийства» Джошуа Оппенгеймера — самое главное это момент выхода героя из уютного амплуа. «Акт» вовсе обретает смысл за пять секунд, пока один из индонезийских палачей впервые за десятилетия на собственной шкуре ощущает то, что чувствовали его жертвы. И понимает, что не снимался в супербоевике всю жизнь, а насиловал беременных женщин и детей, перерезал леской глотки попавшихся под руку студентов, выжигал дотла деревни. Но Малинкович с Перовым же оказываются персонажами посильнее палачей. Они совершенно непробиваемы.

Петербургский показ «Непала» представлял тройной интерес потому, что на него пришел посмотреть на себя один из героев. Понятно, что он потом скажет: очернили, осквернили, ну и так далее. Кажется, все время показа он улыбался и старался не смеяться. С трудом.