Выставка "В поисках индустриальной культуры". Екатеринбург, Уральский филиал ГЦСИ. 28 февраля - 23 марта 2014.

Даниэль Сегерберг. Воркшоп. 25.2 - 28.2.2014. Даниэль Сегерберг. Воркшоп. 25.2 - 28.2.2014.

«Какое современное искусство, заводы стоят!» – с незначительными изменениями эта полная горечи формулировка кочует из комментария в комментарий, посвященный проектам УФ ГЦСИ. Широкая публика смело и быстро забывает об индустриальных биеннале, уже дважды проводившихся в Екатеринбурге, из года в год с полной уверенностью ставит знак равенства между понятиями «чепуха» и «современное искусство» и не спешит признавать ценность культурной надстройки над экономическим фундаментом.

Между тем, практически каждая работа, представленная на экспозиции «В поисках индустриальной культуры», объяснила бы комментаторам, что, хотя нерабочие заводы и современное искусство и существуют на разных социальных уровнях, их связывает множество незримых нитей. Проект куратора Мартина Шибли (см. интервью) прямо показывает: если заводы стоят, это не повод сетовать, – стоит осмыслить причины затухания индустриального мира и отвлечься на размышления о будущем. Или, если будущее прозреть никак не удается, – пошутить над ним, потому что здоровый юмор неплохо примиряет с неизвестностью.

Экспозиция, собранная экс-директором музея современного искусства шведского города Кальмаре, похожа на анекдот, рассказанный во время заводского перекура: она коротка, емка и грубовато-смешна. Хотя Шибли и интересовало создание site-specific проектов, работы, не имеющие территориальной смычки с Екатеринбургом,  более релевантны моменту и нашей культуре. Зритель, чей художественный вкус сформировался в результате кросс-опыления западной поп-культуры и идеологического фальшивого пуританизма, будет вынужден признать произведения современного искусства, прямо цитирующие работы Карла Маркса. Жаль, что такому зрителю, как правило, и вовсе неизвестно, на какой улице находится УФ ГЦСИ: работы Феликса Гмелина «Utiphobia» (видео, в котором 9-летняя девочка читает вслух комментарии к трудам Теодора Адорно) и «Farbtest II» (реплика видео-перфоманса 1968 года, герои которого бежали по улицам Берлина с красным знаменем) примирили бы его с окружающей действительностью.

Феликс Гмелин, Utiphobia. 2013. Одноканальное видео. Феликс Гмелин, Utiphobia. 2013. Одноканальное видео.

Зрителям, к современности более привычным и спокойно относящимся к европейской моде на перепрочтение Маркса, забавно будет познакомиться с работами Конни Блума «Город-завод» (аудиоинсталляция, уравнивающая в правах течение реки и работу типографских станков) и «Перевернутый Тэроболие» (фотографическая серия, представляющая маленький индустриальный городок, славящийся самой высокой трубой в Европе, вверх ногами). Работы Блума, посвященные городам, которые он искренне любит, отличает меланхоличный и сдержанный юмор, которому стоит поучиться и публике, и художникам.

Умение хорошо пошутить свойственно и молодым художникам, работавшим над проектом: прием, за который стоит особо благодарить «Гриффинов» – многократное повторение шутки с предельной серьезностью, активно используется и в видео «Время здесь течет довольно медленно» Кристофера Даниэльсона и в фото-серии «Поцелуи» Алана Армстронга.

Конни Блум. Перевернутый Тэроболие. 2014. Конни Блум. Перевернутый Тэроболие. 2014.

Работы, четко привязанные к пространству Екатеринбурга, – например, масштабная инсталляция, собранная под руководством Даниэля Сегерберга по результатам трехдневного воркшопа, о Екатеринбурге сообщают крайне мало. Они становятся экскурсом в мир работавших художников, но не создают связь между индустриальным прошлым Швеции и России. Большая часть произведений, сведенных Шибли воедино, работает именно потому, что рассказывает универсальную историю повседневности, представляет смешной и меланхоличный быт, который может случиться в любой точке мира, где эксплуатируют ручной труд и переживают из-за политических несправедливостей.

Решившись вдумчиво изучить экспозицию, за каких-то 40 минут вы примиритесь с тем, что индустриальный мир угасает; поймете ли вы, что придет ему на смену? Маловероятно, но незнание не вызовет у вас отчаяния. Хотя бы потому, что прошлое покажется вам крайне забавным.

Мерседес Стурм-Ли. Металлическое давление. 2014. Мерседес Стурм-Ли. Металлическое давление. 2014.

Выставка "В поисках индустриальной культуры" открыта в Уральском филиале ГЦСИ по адресу: Екатеринбург, ул. Добролюбова 19а. Экспозиция доступна для посещения до 23 марта включительно; вторник-воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник - выходной.