"Отель Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel). Режиссер Уэс Андерсон. Сценарий: Уэс Андерсон, Стефан Цвейг, Хьюго Гиннесс. В ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Ф. Мюррэй Абрахам, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм, Харви Кейтель. США, Германия. 2014.

4

Тридцатые годы прошлого века. Сказочная атмосфера восточноевропейского государства под названием Зубровка. Курортный отель «Гранд Будапешт», добраться до которого можно, поднявшись на высокую гору на фуникулере в окружении густых лесов, для пущей сказочности просто нарисованных на заднике, — кажется, Андерсон спрятал своих героев как можно дальше от реальности.

В этих тяжеловесных декорациях обходительный и элегантный консьерж мсье Густав (Рэйф Файнз) кружил, словно бабочка, от одной богатой пожилой покровительницы к другой. И эта канитель могла бы продолжаться вечно, пока одна из его возлюбленных (Тильда Суинтон) поспешно и внезапно не отошла в мир иной, оставив многочисленную родню истерично делить наследство. Впрочем, самую ценную его часть — ренессансный шедевр «Портрет мальчика с яблоком» — она оставила своему воздыхателю мсье Густаву. Этот факт становится сигналом к началу пестрой канители с авантюрами, погонями и музыкой. Вместе со своим подручным, юным Зеро, горе-консьерж подменяет вожделенный всеми шедевр имеющей куда меньшую ценность работой Эгона Шиле и пускается в бега.

Выбирая в качестве объекта изображения большой отель, существующий в течение многих лет, в котором сменилось несколько поколений служащих — такую популярную в искусстве и, в общем-то, сентиментальную тему, — Андерсон тем не менее не предается ностальгии и творит собственный мир, а заодно и собственные тридцатые. В результате все идет наперекосяк, подчиняясь сумасбродным порывам режиссера — ведь и большими эпохами можно играть, как цветными детскими кубиками. Кажется, Андерсону нравится играть в тинейджерство — тот возраст, когда мир замыкается внутри очень небольшого пространства, а от врагов (в данном случае солдат СС) можно просто убежать, скатившись с горки на санках. Здесь сложно предсказать, что произойдет в следующий момент: автор развлекается всеми доступными способами, так что зрителю остается сесть кротким пассажиром в его санки и катиться по уже проложенной в предыдущих работах дорожке.

Уэс Андерсон снова сделал фильм, который всем нравится. Звездные актеры чуть ли не по очереди предстают в остроумно подобранных амплуа (Тильда Суинтон безбожно стареет, Эдвард Нортон ошалело носится по отелю в костюме жандарма и с усами, а Леа Сейду наивно хлопает ресницами в роли горничной), экран пестрит цветами словно многоярусный торт (только ленивый не сравнил творение Андерсона с кондитерским изделием), а круговорот событий вихрит и петляет. Однако помимо необходимых для успеха атрибутов в фильме «Отель "Гранд Будапешт"» есть нечто более важное — сознание ничтожности одной человеческой жизни на фоне Большой Эпохи. И тогда, в конце концов, не так уж важно, что там было на самом деле и что есть сейчас — в кино все равно будет по-другому.