«Частная жизнь». Музей "Эрарта", 14 марта — 14 апреля 2014.

2014_03_26_Private Life 1 Фото Якова Кальменса

Частной жизни нет. Причины отсутствия полновесного синонима для слова privacy в русском объяснят скорее историки и социологи, нежели лингвисты. Частной жизни как таковой нет, ее не было в СССР, ее нет и после СССР. Как понятия, как события, как факта. Об этом и рассказывает живопись Александра Дашевского, Евгении Голант, Натальи Жилиной, Петра Швецова, Александра Флоренского, Владимира Яшке и других художников, представленных на выставке.

2014_03_26_Private Life 6

Заголовок «Частная жизнь» обещает буржуа всех веков, поэтику складок и деталек, а не рассказ про гулкие просторы коммунальных квартир и неизменяемые точки бытия. В залах - про жизнь, обыденную, ежедневную, немного рутинную, про попытки выпутаться из ловушки быта, нырки в зазеркалье, отказ от привычных сценариев.

Точка схода всех работ - в масштабе изображения деталей, монументализации. На первый план выведен обезличенно узнаваемый инвариант, а все изменяемое стерто или размыто. Постоянная «деталь» перестает быть второстепенным отличительным признаком, а становится в самый центр работы: будь то микроволновка, задающая тон всему, или петух на рассвете, вокруг которого заворачивается деревенская улица и круглится полотно. Стаффаж растет и распускается до гигантских размеров, приобретает значение, детали деталей приковывают взгляд: знакомые каждому названия книг прыгают с полотен; фигуры во дворе - если и не видели таких, то точно знаем, что выглядят они именно так.

2014_03_26_Private Life 7

Через жизнь проходят предметы, люди. Отношения людей - такие же шаблоны, с погрешностью, которой можно пренебречь. От женских посиделок до голубей на крыше, кошка на стуле, семейный праздник, не слишком трогательное признание в любви, - возможность взглянуть на другого и на самого себя.

Заигрывающая с XVII веком работа Виктора Пономаренко на первый взгляд немного выпадает из этой логики, но что может быть более обыденным, не уникальным, чем электрическая лампочка? Даже если в ней отражается мир, то он такой же слаженный, сидящий в подкорке. Мир нашей общинной, не частной жизни.

2014_03_26_Private Life 5

“Эрарта” подхватила тренд и начала активно рассказывать про повседневность с поправкой на свою специализацию. Лет через 20 по материалам в том числе этой выставки можно будет реконструировать стереотипы о русской жизни начала века: во всем ее многообразии быта, в нахлесте социальных слоев и разнообразии пространства.

2014_03_26_Private Life 3