Фестиваль и музыкальная конференция Tallinn Music Week пройдет 27-29 марта в шестой раз. С момента основания он из локального шоу-кейса, где выступали эстонские группы, превратился в ежегодный городской праздник, собирающий музыкантов со всей Балтии: 28 сцен по всему Таллину, около 200 артистов, а количество делегатов от музыкальной индустрии и прессы приближается к тысяче. Как и в прошлом году, сейчас туда поедут музыканты из России — например, Инна Желанная и Everything Is Made In China. Кроме того, на фестивале будет живое интервью с Pussy Riot. Директор Tallinn Music Week Хелен Силдна в интервью ART1 рассказывает о культурной среде, рекомендует артистов из состава этого года, а также отвечает, почему им важны Алехина и Толоконникова.

 Helen_Sildna

Какие были цели и амбиции у Tallinn Music Week, когда вы впервые проводили его в 2009-м и что с фестивалем происходит сейчас?

Мы хотели создать платформу, чтобы представлять миру эстонскую музыку. Потом речь зашла не только об Эстонии, но и о странах Балтии в целом. Сейчас у нас выступят 12 артистов из Латвии, 11 из Литвы, десяток из Финляндии, примерно столько же из России. Получилось, что мы ориентированы на весь балтийский регион, мы оказались главным фестивалем для всех соседей. Более того, у нас играют группы из Белоруссии, Скандинавии, Австрии. На ближайшем фестивале будут даже артисты из Ирана и Грузии.

Вы работали в крупнейшей эстонской промоутерской компании, но ушли в инди-музыку. Каковы различия в подходах?

Компания BDG, где я работала, сейчас уже часть транснациональной корпорации Live Nation: это строгая ориентация на мировых звезд. Конечно, новые местные артисты находились там на десятых ролях, а об их продвижении никто и не задумывался.

Но я лично, наверное, из тех людей, для которых основной мотивирующий фактор это не указания босса. Так что я сделала TMW.

Интересно, наверное, просыпаться каждое утро и думать: «Будущее эстонской музыки на моих плечах…»

Страшная мысль, с такой лучше не просыпаться. Но это, наверное, только для вас непривычно: понимаете, если ты живешь в маленькой стране, то что бы ты ни делал, отразится на ситуации в ней.

Я верила, что талантливых музыкантов полно, иначе я бы не начала ничего делать. Забавно, но я помню, что в 2008-м, на первых порах, я очень четко понимала, что музыкальная и культурная сферы в Эстонии бурлят, но тут нет нормального выхода и в итоге бурления никто не замечает. Через пять лет после начала TMW количество хороших эстонских групп резко выросло. Главное, чего мы достигли - показали музыкантам в Эстонии и в балтийском регионе, что есть база, от которой можно отталкиваться, есть люди, которые тебе помогут.

Возможность выйти на международный рынок заставляет музыкантов относиться к себе серьезно. Сейчас они с первых репетиций задумываются и о продакшне, и об имидже, и о дизайне обложек, и о взаимодействии с зарубежными коллегами. Когда составляешь фестивальный каталог - это сразу видно. Я помню неловкости поначалу - ты должен представить эстонские группы, а у них даже нормальных пресс-фото нет. Произошел качественный рывок, ментальность музыкантов сейчас другая, они сейчас больше рассматривают себя в мировом контексте. «Шведы и датчане играют и выглядят круто - и нам надо постараться!»

 

Одним из самых ярких примеров, насколько я помню, стал успех эстонской группы Ewert and The Two Dragons. Кому еще удалось пробиться в последние годы?

По моим наблюдениям, у нас сейчас происходит взрыв на фронте Electronic dance music. Есть два важных проекта. Mord Fustang - сейчас он обитает в Америке и выступал на Coachella. Еще один - Syn Cole. Кажется, он был первым из эстонских музыкантов, набравших 100 тысяч просмотров в YouTube. Сейчас в индустрии идет много разговоров о феномене EDM, так что приятно думать, что мы здесь тоже свой вклад внесли. Я бы могла еще упомянуть Марию Минерву - инди-электроника, девушка сейчас не вылезает из гастролей. Как такое еще называют… Гип-на-го-джик поп - правильно?

Что важно, региональные концерты для эстонцев стали нормой - Рига, Хельсинки, Вильнюс. Я уже и не могу уследить за всеми - каждую неделю какая-нибудь эстонская группа выступает в Балтии и Скандинавии

 

Куда чаще всего выезжают на гастроли эстонские группы?

Мне в министерстве экономики похожие вопросы задают: где можно больше всего заработать?

У меня есть теория, что все зависит от типа музыки. Например, домашняя электроника почему-то неплохо идет и даже издается в Японии. Там также существует спрос на фолк-певицу Мари Калкун и группы лэйбла Seksound, где выпускают шугейз и дрим-поп.

Шведский и английский рынок - тяжелые случаи. В этих странах очень крепкая и качественная домашняя сцена, рынок охвачен почти полностью, так что любому артисту со стороны пробиваться сюда трудно. Зато, например, фолк-рок Svjata Vatra пользуется спросом в Центральной Европе, от Чехии до Румынии.

Что касается Америки, то там неплохо пошла группа Tartu Popi ja Roki Instituut, они даже получили предложение от лэйбла Minty Fresh, когда-то выпустившего в Штатах The Cardigans. Хотя это и кажется неожиданностью, я вспоминаю интервью с директором еще одного американского лэйбла Captured Tracks. Он рассказывал, как появление на американском рынке пары датских команд помогло изменить ситуацию в целом — со страной тут же стали считаться. И еще удивлялся, почему так мало групп из небольших европейских стран пытается пробиться за океаном. Нет, мне все понятно, расходы только на дорогу огромные. Но если находятся смельчаки, то их потенциальные продажи сразу вырастают в разы. Как раз инди-группам тяжело сделать деньги на собственной территории. А в Штатах к ним есть интерес, на их инди-рынке постоянно востребованно нечто новое и необычное, будь то музыка из стран Балтии, или из России. Музыкантам надо понять, что если ты и не можешь конкурировать с английскими группами, играя похожую музыку, то придумав что-то совсем странное, ты можешь себя продавить.

А что вы думаете о российских группах?

На TMW сейчас получился прекрасный состав, какой стиль ни возьми. В этом году у нас даже будет классика - Степан Мезенцев. Про Инну Желанную все слышали: ее подход к world music ценят Питер Гэбриэл и Роберт Фрипп. Everything Is Made In China уже выступали у нас в 2011-м, и их последний альбом прекрасен - они из групп, у которых виден рост с каждой следующей работой. Меня вообще восхищает новая инди-музыка, появляющаяся в России. Качество команд, которые попадают к нам в программу, сравнимо с любой приличной группой из Европы.

Зато, например, если брать Женю Любич, которая мне тоже очень понравилась, мы увидим, что при всех ее достижениях, типа участия в Nouvelle Vague, в сольной карьере она очень своеобразна. В чем-то ее можно сравнить с Алиной Орловой. Отточенные песни, в которых есть и собственные корни, и потенциал для зрителей за рубежом. Кстати, прямо перед нашим интервью я слушала еще одного русского участника - Мишу Лузина. Мне очень нравится его сочетание блюза и поп-музыки.

Сколько заявок вы получили из России в этом году, и как работает процесс отбора?

Мы получили порядка 30 заявок. Программой занимаются представители эстонских клубов, промоутерских компаний и фестивалей. Есть джазовые промоутеры, рок-промоутеры, специалисты по электронике и андерграунду - и так далее. Они присматривают группы, которые подошли бы под их шоу-кейсы. Самая серьезная конкуренция в инди-музыке. Я бы хотела, чтобы количество стилей росло - так, мы некоторое время назад ввели в программу и классическую музыку.

Что важно, успех в собственной стране не является для нас главным критерием. Временами нас за такое отношение даже критикуют эстонские музыканты, которые собирают клубы и достаточно популярны на домашней сцене. И, конечно, важный критерий - это профессионализм в том, что касается чисто рабочих моментов. Менеджер, который может быстро ответить на письма, с которым легко общаться, наличие нормальных промоматериалов.

Благодаря TMW уже у кого-то сложилась карьера?

Отличная история была с датской группой Get Your Gun. Они в 2012 играли у нас, и TMW оказался единственным из подобных фестивалей и шоу-кейсов, который их взял. Они рассылали заявки по всей Европе и получали только отказы: нет лейбла, пробуйте дальше. Но демо были великолепны, и мы их позвали выступить. Их менеджер потом сказал, «В первый раз нас выбрали только из-за того, что просто понравилась музыка!»

И Get Your Gun удалось построить свою карьеру именно от Таллинна. У них пошли концерты по странам Балтии, в Финляндии, на них, наконец, обратили внимание на других крупных музыкальных конференциях. В этом году они снова у нас - отмечают выпуск второго альбома, а летом едут выступать уже на Roskilde, крупнейший фестиваль в Северной Европе. Забавно, через успех в довольно неожиданных для европейской индустрии странах они пробились и у себя на родине.

В этом году на TMW будут и более специфические гости. В программе семинаров - встреча с Pussy Riot. Из каких соображений фестиваль ударился и в политику? Надо ли вам такое?

Наше дело - это музыка и культура. В случае с Pussy Riot мы не столько лезем в политику, сколько хотим обратить внимание на то, что наказывать за выражение собственного мнения нельзя никого. Мы не хотим становиться политическим мероприятием, но в обществе должны существовать принципы, которые относятся не к политике, а к гуманизму в целом.

Два года назад их акция в соборе произошла как раз за неделю до открытия TMW. И никто на это не обратил внимания. Но президент Эстонии, который у нас выступал на открытии, посвятил свою речь свободе слова и привел Pussy Riot как пример. Пи Джей Харви, бывшая у нас тогда гостем, запостила выступление президента в свой Фейсбук, за это ухватилась аккредитованная на TMW международная пресса. Естественно, все знают, что Эстонии и Россия соседи, так что отношение к новостям из Таллинна - особенное. Но я хочу подчеркнуть, что в случае с появлением Pussy Riot на TMW, мы не цепляемся за пиар-эффект, который им принесла вся эта международная слава. Важнее послание, которое они несут миру.

Нужно иметь в виду, что это просто девушки, которые устроили свое панк- или арт-движение - они не политики, не философы и не специалисты по социологии. Я с ними не знакома, но думаю, что тяжело попасть в ситуацию, когда результат твоих действий оказывается большим, чем ты мог ожидать. Pussy Riot в этом случае, скорее, инструмент, помогающий донести идею о важности свободы слова.

TMW сильно опирается на опыт финнов?

Музыкальная индустрия в Финляндии начала развиваться раньше, наработок там коллег больше. Они помогают, чем могут, мы же соседи. Финляндия нуждается и в том, чтобы и Эстония, и Россия, и другие страны региона находились в хорошей форме и поддерживали нормальные рабочие отношения в музыкальной сфере. Мы ведь также являемся потенциальным рынком для финских артистов.

Что касается TMW, то, конечно, мы вдохновлялись примером аналогичного мероприятия Music & Media, что проходит в Тампере осенью. Но мы переросли формат чистой индустриальной конференции и фестиваля. Мы растем, прежде всего, как городское музыкальное мероприятие. В прошлом году у нас в целом было около 17000 посетителей и примерно тысяча приглашенных делегатов, а также гости из соседних стран, просто покупающие билеты.

Посоветуйте нам артистов, которых обязательно стоит посмотреть на TMW.

В первый вечер состоится целое мероприятие, посвященное 25-летию Stupido, одного из важнейших финских инди-лэйблов. Если знаете, они были первыми, кто подписал за рубежом эстонскую группу - J.M.K.E - еще в Перестройку. В Nokia Concert Hall, крупнейшем и самом современном таллинском концертном зале, будет обширная классическая программа. В тот же вечер - отличный эстонский проект Phlox, играющий арт-рок и фри-джаз, совершенно сумасшедшие ребята. Пятница будет нелегкой, по-моему, даже если выбор ограничивать, все равно придется очень активно перемещаться между площадками: в Von Krahl играет немецкая группа Ballet School, они подписаны на лэйбле Bella Union, что-то типа новой волны, а их солистка - что-то среднее между Кейт Буш и Блонди.

Эстонская группа Badass Yuki - экспериментальный инди-рок. Тем, кто любит world music, надо отправляться на шоу-кейсы в Kloostri Ait - это площадка прямо в средневековом здании в старом городе. В пятницу там будет иранская группа Shiraz Rahavarde-Parsian. Шоу-кейс, который я сама не смогу пропустить будет в пятницу в Kino Soprus - что ни группа, все здорово: французский певец Cyann, российские EIMIC, немцы Hundreds и одна из самых многообещающих эстонских групп I Wear* Experiment. Они играют инди, но для больших сцен. Молодые эстонские неоклассические композиторы будут выступать в здании XV века Mustpeade Maja, будет там и экспериментальный авангард. Вот! Еще одна группа, которую обязательно надо увидеть в субботу в Rock Café, называются Public Service Broadcasting - в концертах они используют видеоряд из нарезки пропагандистских фильмов и стыкуют его с музыкой. Никак нельзя пропустить бельгийскую группу BRNS - это буквально одна из самых лучших групп, которую я увидела в прошлом году, они мне мозг просто взорвали. Нам, наверное, можно было целое интервью только из моих рекомендаций и делать.

Таллин, 27-29 марта