Вчера самую престижную награду в области архитектуры, премию Притцкера, получил японец Шигеру Бан, единственный в мире архитектор, который строит из картона. ART1 рассказывает, о какой тенденции сигнализирует мировой общественности жюри премии и почему эта тенденция, скорее всего, пройдет мимо России.

2014_03_26_shigeru-ban

Шигеру Бан, в отличие от соотечественника Тойо Ито, награжденного в 2013 году в большой степени за совокупность прошлых заслуг, еще не пережил пик своей карьеры. Архитектор в 56 лет, по мнению многих – все еще молодой архитектор.

Началось все в 1986-м году, когда он впервые обратил внимание на картонные трубки, остающиеся от использованных рулонов туалетной бумаги или бумаги для факса. Он предположил, что они вполне могли бы быть строительным материалом, и следующие несколько лет учился делать картон водо- и огнеустойчивым, пока наконец не спроектировал из этих самых трубочек первое здание. С тех пор он построил собственный офис на крыше центра Помпиду в Париже, центр Помпиду в Меце, мост, несколько церквей, десятки культурных центров и выставочных павильонов, тысячи временных жилищ для людей, пострадавших от войн и стихийных бедствий.

ban2Японский павильон для выставки "Экспо 2000". Ганновер, Германия.

Всего за неделю до объявления лауреата Притцкера Патрик Шумахер, директор Zaha Hadid architects, выражал в социальных сетях опасения насчет того, что архитектура становится жертвой политкорректности и подвергал сомнению критерии жюри, присуждающих награды. «Архитекторы, – написал он – не должны обеспечивать социальную справедливость». Жюри Венецианской архитектурной биеннале 2012-го года, по мнению Шумахера, руководствовалось именно соображениями политкорректности. Приз за лучший проект получила инсталляция Torre Akbar, в которой запечатлена жизнь недостроенного небоскреба в Каракасе, превратившегося в вертикальную трущобу, за лучший павильон – Тойо Ито, занимавшийся концепцией альтернативного жилья для пострадавших во время японского землетрясения.

бан6Центр Помпиду-Мец. Мец, Франция, 2010.

Вручение Притцкера Шигеру Бану вполне можно расценивать как продолжение этой тенденции. Мало того, что картонные трубки – это безвредный мусор, самый экологичный материал на свете. Жюри премии специально отметило, что Шигеру Бан строил убежища для людей, пострадавших во время гражданской войны в Руанде.

Другое дело, что феномен Шигеру Бана – сложнее. То, что он делает, сильнее затрагивает само понимание профессии архитектора, чем очередной манифест гуманизма. У Шигеру Бана рассуждения об экологии и будущем рода человеческого неотделимы от формы и конструкции. Он не фантазер, а мастер, работающий с материалом и изобретающий новые структуры.

ban4Жилые дома. Бхуй, Индия, 2001.

Создавая сооружения, обреченные на сравнительно скорое разрушение, Шигеру Бан тем самым предлагает новый образ архитектора: не строителя мира, не звезды, не всезнайки с мультидисциплинарным подходом, а любопытного, бесстрашного в своей неуверенности человека. Хрупкость его построек – это и его собственная хрупкость. Он смещает грань между постоянным и временным, утверждая, что бессмертие – в красоте, а не в физической долговечности. Вручение премии Шигеру Бану – признание того, что мир некоторым образом устал от твердо стоящей на ногах архитектуры, от гигантских причудливой формы стадионов и оригинальных небоскребов.

ban6Картонная церковь. Крайстчерч, Новая Зеландия, 2013

Наконец, Шигеру Бан – единственный в своем роде, он не олицетворяет никаких течений и направлений, не пишет теоретических исследований, не ведет за собой толпу последователей. Это, пожалуй, самый важный сигнал, который подает миру жюри Притцкеровской премии: индивидуальность противопоставлена тотальной глобализации.

Для России все эти рассуждения являются в большой степени абстрактными. Строить из картона у нас нельзя – нормативы не позволяют. Временный павильон Культурного Центра «Гараж» в Москве – единственная постройка знаменитого японца, где основу составляют металлические конструкции, а картонные трубки служат лишь украшением, авторской подписью.