«Моя большая испанская семья» (La gran familia española). Режиссер и сценарист Даниэль Санчес Аревало. В ролях: Антонио де ла Торре, Роберто Аламо, Ким Гутьеррес, Микель Фернандес, Патрик Криаду, Эктор Коломе, Вероника Эчеги, Аранча Марти, Сандра Мартин, Сэнди Жильбер. Испания, 2013.

FOTO-L~1

Вышедшая в российский прокат комедия «Моя большая испанская семья» претендовала на получении премии «Гойа» сразу в одиннадцати номинациях (получила в итоге две), а ее создатель Даниэль Санчес Аревало тем самым подтвердил статус одного из самых популярных режиссеров у себя на родине. В России, однако, творчество Аревало известно немногим. По этой причине его предыдущие кинокартины («Кузены», "Толстяки», «Темно-синий, почти черный») и ситком 90-х годов «Дежурная аптека», сценарий к которому он написал, у нас едва ли могут служить рекламой «Большой испанской семьи». Зато уже само словосочетание «испанская комедия» вызывает у киноманов определенные ожидания, обещая яркое и невероятно темпераментное зрелище для зрителей любых возрастов. И «Семья» Аревало полностью оправдывает эти ожидания: комедия оказывается настолько заряженной сумасшедшей энергией испанцев, что легко обходится и без показной экзотики, вроде зажигательного фламенко, опасной корриды или знаменитого весеннего Карнавала. Впрочем, карнавальная стихия в фильме все же присутствует, превращая священный для массового кино обряд бракосочетания в веселый балаган.

Начинается все с того, что Ефраим, младший из пяти братьев Монтеро Санс, принимает решение жениться на своей беременной девушке. Родственники говорят, что он слишком молод и указывают на нехорошие знаки, сопутствующие приготовлениям к свадьбе. Но юноша непреклонен, ведь своей невесте он сделал предложение еще в ту пору, когда они были детьми! Однако вскоре незадачливый жених замечает, что его будущая свояченица испытывает к нему совсем не дружескую симпатию, да и сам он, оказывается, неравнодушен к ее обворожительной улыбке. Тем временем больной отец Ефраима тоскует о своем разрушенном браке, а его старшие сыновья пытаются решить собственные проблемы. И вся эта испанская «Санта-Барбара» происходит на фоне финала чемпионата мира по футболу в ЮАР, так что быстро сменяющиеся события одного дня из жизни «большой испанской семьи» начинают напоминать скачущий мяч, который игроки стремительно передают друг другу перед тем как забить долгожданный гол.

92161o

Отец неугомонных братьев приравнивает жизнь своей семьи к сюжету одного из самых успешных американски мюзиклов «Семь невест для семи братьев». Как и музыкальная комедия далекого 1954 года, фильм Аревало воспевает очаровательную ненормальность героев, стремясь предоставить зрителям приятное развлечение, местами грустное, но в целом очень позитивное. Поначалу даже кажется, что для этого режиссер создает ассорти из нескольких популярных мелодраматичных сюжетов, так что не стоит труда догадаться, какой хэппи-энд ожидает каждого из братьев в отдельности, да и семью в целом. Но предсказать на самом деле можно только одно — результат матча, который, как известно, вывел сборную Испании в чемпионы мира по футболу.

В остальном же Аревало непринужденно устраняет напрашивающиеся банальности и даже подрывает идею о важности кровного родства между родителями и их детьми, которая, казалось бы, лежит в основе фильма.  Причем делает он это не для того, чтобы создать нечто принципиально новое, а для того чтобы вдохнуть жизнь в уже устаревшую форму романтической комедии, успевшую за долгие годы своего существования превратиться в раздражающий мейнстрим. В результате «Моя большая испанская семья» не шокирует, а увлекает необычными сюжетными ходами, оставаясь при этом в рамках «классики жанра», или, иначе говоря, интересным зрительским фильмом о любви и семейных ценностях. В общем, хорошая демонстрация того, что режиссеру совсем не обязательно бунтовать против массового кино, чтобы оставаться по-настоящему оригинальным.