В киноцентре «Родина» идет очередной фестиваль кино Швеции, показывающий, что там по-прежнему умеют работать с новыми формами как нигде.

sweden2«Авалон» (Avalon), 2011. Режиссер Аксель Петерсен

В нынешней подборке новейшего шведского кино отразился едва ли не важнейший тренд современности — страсть к документальности, и даже больше, хроникальности. Хроника в смысле структуры наблюдения, неспешного изложения того, как развивалось одно-единственное событие. Ну, или жизнь одного-единственного персонажа.

Лентой открытия резонно сделали «Авалон» Акселя Петерсена — фильм тесно связанный и с местными визуальными кодами, и с национальной драматургической традицией. Главный фокус тут — в том, как рассказана история клубного промоутера в летах, решающегося открыть новое суперзаведение. С одной стороны — дебютант Петерсен чередует виды гор, скал, моря, черепичных крыш — с неоновыми вспышками, которые отражаются в рюмках со шнапсом. С другой, здесь трудно не разглядеть аллюзии на классику скандинавской драматургии, Ибсена и Стриндберга, семейными сагами о гибели земных богов. По сути «Авалон» это именно семейная хроника, сконцентрированная на событии, в котором отражается и вся жизнь героя, и все нюансы его взаимоотношений с родней.

sweden5«Репутация мертвого человека» (Dom över död man), 2012. Режиссер Ян Труэль

Другой важный фильм игровой части программы - «Репутация мертвого человека» Яна Труэля - впечатляет радикальной архаикой. Национальный классик Труэль снимает в черно-белой гамме, держит кадр на среднем плане. И берет за основу сюжета реальную историю журналиста Торгни Сегерштедта, который во время Второй Мировой публиковал антивоенные и антигитлеровские статьи. Помимо собственно заметок и споров с коллегами, здесь есть и семейная история, личная жизнь. Журналист остается неолитическим божеством и дома, в уютном кресле, и за столом в редакции.

sweden3«За голубыми небесами» (Himlen är oskyldigt blå), 2010. Режиссер: Ханнес Холм

Еще один пример микса личного и публичного — «За голубыми небесами» Ханнеса Холма. Вообще это гимн прекрасной молодости: юный красавчик Билл Скарсгард качается на балтийских волнах и проживает лучшие годы своей жизни в отдалении от папаши-пьяницы. Все — в цветовой гамме выцветшего семейного альбома. Холм в свой гимн лучшему времени жизни ввинчивает криминальный триллер - причем взятый прямиком из недавних новостей своей страны. Солнечное ретро смешивается со скандалом, связанным с обнаглевшими шведскими наркоторговцами — а семейная хроника, в свою очередь, с документальными кадрами, снятыми на месте событий телерепортерами.

С хроникой и документом работает, естественно, авангард современного кино вообще и шведского — в частности. Два года назад неигровой «Оскар» получило снятое на айфон безбюджетное расследование «В поисках Шугармена» - про безвестного американского сонграйтера-лузера, каким-то чудом прославившегося в Южной Африке и ставшего там национальным героем. Марку продолжают держать — на нынешний форум привезли три важнейших события. Во-первых, биографию премьера-реформатора Улофа Пальме, убитого фанатиком в 1986 году. Фильм снят в формате брутальной черно-белой, телевизионной и архивной хроники, благодаря которой герой из просто симпатичного политика, убитого во цвете сил, в фигуру, изменившую мир.

sweden6«Pirate Bay: отойди от клавиатуры» (TPB AFK: The Pirate Bay Away from Keyboard), 2012. Режиссер: Саймон Клозе

Еще больше экспериментов с традиционной документалистикой в «Pirate Bay: отойди от клавиатуры». Основателей крупнейшего торрент-трекера снимают по-пиратски: из-за угла. Пять лет Саймон Клозе фиксировал суд над создателями «Бухты» и их поведение во время процесса. От долгого вглядывания в одни и те же лица судебный репортаж превратился в роман воспитания. Четверка молодых пиратов становится в кадре настоящими героями времени. Не умеющие говорить публично, заливающие пивом каждый свежекупленный ноут, в нелепых подростковых нарядах (у одного имеется еще самая смехотворная борода из возможных), да еще ведут себя с адвокатами обвинения как школьники с завучем. А финальная сцена — выступление одного из пиратов в Европарламенте — выглядит как самый настоящий триумф гика, запустившего с бодуна процесс, с которым ни голливудские адвокаты, ни правительства, ни суды уже не справятся.

sweden«Большие парни теряют бананы» (Big Boys Gone Bananas!), 2011. Режиссер: Фредрик Герттен

Еще более хитро устроены — как шкатулка с секретом - «Большие парни теряют бананы». Вроде бы по всем исходным — «фильм о фильме», такие прилепляют к подарочным изданиям на дисках. Рассказывается, что происходило после того, как режиссер и журналист Фредерик Герттен снял расследование под названием «Бананы!» Там он разбирался в темных делишках компании Dole. Фильм о фильме очень быстро отделяется от «первоисточника». Герттен подробно излагает историю противостояния с компанией-гигантом, которой его работа, конечно, не понравилась. И получается уже не расследование про махинации мировой финансовой закулисы, а рассказ о свободе слова.

В принципе, все это многообразие и должно убедить адепта сложных шоу, составленных из мозаики времен и событий, что хроника — вовсе не занудное библиотечное созерцание.