В четверг стартует фестиваль балета «Мариинский»: как обычно, самые важные в сезоне премьеры, гастроли звезд и гала-концерт. Главной звездой в этот раз будет не какой-либо человек, а целая труппа: к нам едет Датский королевский балет; премьер в программе – две с мелочами («Сильвия», которую впервые станцует Мариинская труппа, личный вечер Дианы Вишневой и набор миниатюр молодых хореографов). А программа гала, как всегда, до последнего в деталях не разглашается – но уже известно, что в финале на сцене Мариинки будет выстроен «Хрустальный дворец».

vishneva_edge

«Диана Вишнева. Грани»

 

«Сильвия»

В прицеле – Фредерик Аштон, чья «Тщетная предосторожность» только что появилась на сцене Михайловского театра. Мариинский ставит еще один громкий спектакль английского классика – «Сильвию» на музыку Лео Делиба. Музыка эта слегка карамельна – но зато удобна для танцев, а Аштон в 1952 году сочинил их великое множество. Взялся он за эту работу по двум причинам: во-первых, ему приснился Делиб и попросил воскресить забытую партитуру; во-вторых, английскому Королевскому балету требовался спектакль, воспевающий главную его балерину – Марго Фонтейн. И Аштон выстроил весь спектакль как оду для примы и экзамен для нее одновременно – ориентируясь на виртуозный словарь Мариуса Петипа, в котором он выбирал самые заковыристые выражения. Сюжет – древнегреческая история, в которой пастух влюбился в нимфу из свиты богини Дианы, стал за то объектом охоты, был убит, воскрешен и в конце концов прощен. (Танцев пастуху придумано не так много, как нимфе Сильвии, но они все-таки есть). В Мариинке заглавная роль в первый вечер достанется Виктории Терешкиной, затем Алине Сомовой, а застрелят сначала Владимира Шклярова, потом Ксандера Париша.

3, 4 апреля, Мариинский театр, 19.30

 

«Диана Вишнева. Грани»

Две одноактовки, поставленные специально для мариинской примы Жаном-Кристофом Майо («Switch» на музыку Дэнни Элфмана) и Каролин Карлсон («Woman in a room» на музыку Джованни Соллима и Рене Обри), бросают зрителя из великосветского Монте-Карло (где возглавляет местный балет Майо), в тихий городок Рубе на границе Франции и Бельгии, где руководит национальным хореографическим центром Карлсон. Майо, проповедующий балет как гламурное развлечение, сочинил для Дианы историю в духе глянцевого журнала – в нем есть знаменитая балерина, ее служанка и мажордом; и это определенно треугольник. Вряд ли его можно назвать любовным – там больше выяснений, кто сильнее; но дуэты одетой в бликующе-змеиное платье от Лагерфельда Вишневой как с Бернис Коппьетерс, так и с Гаэтаном Морлотти (артисты из труппы Монте-Карло) безусловно эффектны. На их фоне сочиненный Карлсон одинокий монолог сначала кажется бедным родственником – ну, смотрит женщина в окно, ну, пластается у стола. Но через две минуты спектакль втягивает в себя, заставляет следить за каждым микро-движением героини – как заставлял следить за каждым кадром Андрей Тарковский, которому – вместе с Арсением Тарковским, чьи стихи звучат в спектакле, посвящен этот балет. Карлсон вообще-то привычно сравнивают с Годаром – она устроила в семидесятых революцию в Парижской опере, с нее пошла «новая волна» – но тут именно Тарковский, его нерв и его надменная неспешность.

7 апреля, Мариинский театр, 19.30

 

«Неаполь»

Четыре года назад вступивший в должность худрука Датского королевского балета Николай Хюббе решил переделать балет Августа Бурнонвиля «Неаполь». Бурнонвиль в Дании – главный классик, как у нас Петипа; «Неаполю» сто семьдесят с лишним лет; общественность вздрогнула. На премьере выяснилось, что главное новаторство – костюмы: худрук переодел итальянский народ – теперь действие происходит не в начале XIX века, а в 1950-х годах. А так все так же рыбак спасает свою рыбачку со дна морского, выясняя отношения с правящей там нечистью, и играется славная свадьба. Главное – узорчатый стиль «старшего брата» Мариинского балета не пострадал: легендарная датская мелкая техника предстанет во всем своем блеске. Если вы после того, как солист подпрыгнет на месте восемь раз, услышите обморочный вздох в партере – не пугайтесь: это просто радуются балетоманы.

10, 11 апреля, Мариинский-2, 19.30

 

Творческая мастерская молодых хореографов

Театры сейчас не спешат давать постановки дебютантам – надежную кассу можно собрать только с проверенными именами. А народ учится, получает дипломы хореографов, сочиняет. Что именно сочиняет – можно увидеть в этой программе Мариинки: студенты и выпускники плечом к плечу. Программа уникальна, повторять ее не будут – так что это единственный шанс познакомиться с новым поколением хореографов. Правда, если окажется, что среди дебютантов есть новый Фокин, Баланчин или Борис Эйфман, - возможно, ему предложат контракт на постановку. Артисты, надо сказать, в своих коллег верят – и в спектаклях, что пройдут один раз (а их надо учить, силы тратить) участвует как кордебалет, так и звезды Мариинского театра. Твердо обещаны Виктория Терешкина и Владимир Шкляров.

13 апреля, Мариинский-2, 12.00

 

Гала-концерт

На гала, что всегда завершает фестиваль, программа обычно собирается по принципу «что звезда хочет – то танцует». Особенно это касается визитеров - а в репертуарных спектаклях Мариинки в дни феста появятся Изабелла Бойлстон из American Ballet Theatre (в «Баядерке»), Денис Родькин из Большого (в «Лебедином озере») и Иван Васильев из Михайловского (В «Корсаре»). Вероятно, задержится в Петербурге и кто-то из датчан. Но в этом году, помимо обычного набора номеров, Мариинский предъявит баланчинскую «Симфонию до мажор» на музыку Бизе - редкую драгоценность, что не каждый год достает из своего сейфа. Балет с титулом «парадный портрет труппы», второе название которого – «Хрустальный дворец», - это декларация могущества: танец четырех пар солистов говорит о том, что театру подвластный самые разные стили – от лебединого трепетания до воинственного счастья «Дон Кихота». 18 лет назад, когда этот спектакль впервые появился в Петербурге, главные партии получили Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева. Теперь театр выставляет новое поколение – и предлагает взглянуть в будущее вместе с ним.

13 апреля, Мариинский-2, 20.00