В конце 90-х эстонский президент Леннарт Мери произнес фразу «У Эстонии должна быть своя Nokia». Сейчас Tallinn Music Week превращает целый город в один гигантский музыкальный фестиваль на несколько дней. ART1 побывал в Таллине в конце прошлой недели.

Безымянный5 Танцовщица из команды хип-хопера Cash Tomi

Tallinn Music Week уже стал одним из явлений, переросших просто национальный уровень и вышедших в мероприятия уже регионального ранга. Внимание на него обращают латыши, литовцы, финны и, не в последнюю очередь, русские. В чем-то его идейной вдохновительнице и директору Хелен Силдна повезло: мысль развивать эстонскую музыку, а вслед за ней культуру, туристический бизнес и имидж страны пришлась по душе всем — от, естественно, местной музиндустрии, до министерства культуры, различных фондов и спонсоров. Доводы Хелен просты: «Музыка и технологии похожи — ты инвестируешь в креативность, а потом получаешь продукт и деньги. Элементарный факт: ты не можешь получить «эстонскую Nokia» без вложений в творческую среду. Может быть, это произойдет и через десять лет, но если ты будешь последователен в этом начинании, то обязательно получишь результат».

Сейчас в спонсорах TMW обнаруживаются уже крупнейший скандинавский банк Nordea и автогигант Volvo, а на открытие фестиваля заглядывает президент Эстонии Хендрик Ильвес — цитирующий «It’s Only Rock’n’Roll» Rolling Stones. Для Эстонии это и в самом деле один из случаев, когда можно разом выставить весь музыкальный товар лицом.

Безымянный7 Winny Puhh в клубе Rock Cafe

Интересно, что в последнее время вообще можно заметить попытки развития региональной активности. Так, хотя TMW и брал за образец финскую индустриальную конференцию Music & Media, он уже перерос ее именно как музыкальное событие - последняя все-таки больше ориентирована на внутренний рынок. Зато в спину TMW уже три года дышит новое аналогичное мероприятие Waves Vienna для стран Центральной Европы. В России же пока все остается на уровне фестиваля Red Rocks c не очень понятными форматом или попыток свести нашу музиндустрию вместе в рамках конференции Colisium. Последняя как раз наиболее похожа на ту же Music & Media, но пока проигрывает по музыкальной программе; хотя ее организаторы исключительно активны, собрать хотя бы полсотни артистов им пока не хватает ресурсов.

ГОРОД И ФЕСТИВАЛЬ

TMW-1098 Клуб Von Krahl

Девушка с забавно звучащим для нас именем Хейди Кииса с сочувствием смотрит, как ты выхлебываешь третью чашку кофе подряд: «Вид у тебя какой-то утомленный, взбодрись». Несмотря на совершенно девчачью внешность и студенческий возраст, она уже менеджер отличной эстонской группы State of Zoe. Их выступление в клубе Von Krahl — электронный соул и вокалистка с закалкой в джазе — стало одним из лучших накануне вечером. Впрочем, это была только вершина огромного айсберга, пересмотреть все и всех на TMW — за гранью физических возможностей.

С десятью городскими сценами и восемнадцатью клубными, нарезать километраж и мозолить уши можно до бесконечности. Концерты беспрерывно идут часов с трех до глубокой ночи. Площадки на любой вкус — от открытой сцены прямо посреди роскошного торгового центра Viru Keskus, до баров, галерей, театров и клуба-тысячника Rock Café. Большая их часть сосредоточена в центре и старом городе. На площадки подальше делегатов каждые полчаса отвозят микроавтобусы. В распоряжении TMW - любые концертные залы Таллинна.

Внутри все укомплектовано, звук и свет в клубе Von Krahl, например, и вовсе можно считать эталонными. Клуб включает в себя сразу два зала - более современный «театр» человек на 600 и «бар», всего на 200, но зато с балконом. Программа построена во многом в соответствии со стилем участников — ди-джеи и электронщики отправляются в модерновый клуб HETK, крупноформатное инди, требующее видео — в кинотеатр Kino Soprus, джаз — в театр и бар NO99, фолк и классика — в исторический антураж и серьезные концертные залы.

Подход к артистам на TMW довольно спартанский. Формат не только фестиваля, но и музыкальной конференции, где выступления являются шоу-кейсами для индустрии, накладывает ограничения. Тебе постараются выдать максимум технических условий, поселят и покормят — остальное за твой счет. Стандартные выступления длятся полчаса, в которые надо вложить все, на что способен - и надеяться на большое будущее.

МУЗЫКА

TMW-1437 Лидер J.M.K.E. Виллу Тамме

Прямо из стеклянного современного центра ты попадаешь на старинные узкие улочки и в клубы, втиснутые в исторические здания. А здесь концерт финской группы Death Hawks с семидесятнической психоделикой американского образца, или поляки The Last Kiss с солисткой, выглядящей как Жюли Круз, молотят потустороннюю синтюху. Еще прыжок из клуба в клуб — и бельгийцы BRNS играют авант-инди, а замечательные австрийцы Velojet мешают уже европейскую психоделику с инди и электроникой. Немцы Ballet School оказываются подобием Мадонны или Блонди, но с вокализами и аккордами Cocteau Twins, а чернокожая финка Мирель Вагнер выдает томный мрачняк под акустическую гитару. И, вернувшись в отель, уже совсем остекленело нарываешься на «Ассу» по Первому Балтийскому каналу. Местные гопники при спортивных штанах и цепках, организованно выкидывающие мусор в «МакДональдсе» здесь кажутся вполне органичной частью общей картины.

Что приятно, российские участники на общем фоне не теряются. Everything Is Made In China собрали аншлаг, а после концерта публика принялась передавать по рядам диски на автографы. Что касается местных групп, то сразу обращаешь внимание, на сильную инди- и фолк-сцену. Так, I Wear* Experiment выдают пост-рок симфонического размаха с непростыми аранжировками. Frankie Animal, взявшие в 2012-м восемь призов на молодежном конкурсе Noorteband, несмотря на возраст, играют на абсолютно «английском» уровне. Neon Noir выдают качественную электронную новую волну. А ведь есть еще совершенно шизоидные и идущие у публики на ура метал-перформансы Winny Puhh или панк-ветераны J.M.K.E. Концерт последних на TMW стал частью юбилейной вечеринки финского лэйбла Stupido; 25 лет назад он первым подписал эстонских панков, сорвав перестроечный музыкальный джек-пот и сделав себе лихой задел на будущие победы.

БИЗНЕС

TMW-2769 Промоутер Александр Чепарухин (Greenwave Music, фестиваль «Сотворение мира»)

«…И я спрашиваю, «А где же сцена?» - а мне указывают на эту огромную лужу, сцена под ней! Представляешь, воды чуть не по пояс, сцена утонула!» Один из представителей английской компании VIP, Алан МакГован рассказывает, как он впервые привез в Финляндию Grateful Dead в 70-х годах. Таких историй у него полно. Шотландский джентльмен сорок лет назад был менеджером групп типа Roxy Music и сейчас хранит в своем мобильнике старую фотографию себя-хиппаря «…чтобы не забывать, каким я был, не перегибать с важностью». Происходящим на Tallinn Music Week он явно был впечатлен: «Мы в Англии слишком привязаны к нашим музыкальным традициям и мало что замечаем вокруг. Даже стыдно немного становится - мы крутые, конечно, но не слишком образованные. А в Европе такое творится…»

То, что для публики попроще большой городской клубный фестиваль, для индустрии - смотр талантов и место встречи. Вершители музыкальных судеб здесь ходят толпами, только успевай дергать за рукава и раздавать визитки. Финнов, кстати, кажется, здесь было едва ли не больше, чем местных промоутеров — приезжают посмотреть новые группы, обсудить дела и, само собой, оторваться. В деловой программе также семинары на любой выбор — будущее Spotify и Deezer, выступление писателя и бывшего редактора Billboard и Wire Роберта Левина. Представители лэйблов Fullsteam, PIAS и Matador на своем семинаре предлагали не сбрасывать со счетов физические носители и говорили, что виниловая тема сейчас несколько перегрета. Барбиобразная девушка, на неимоверной платформе и в розовой боевой раскраске оказалась самой успешной эстонской поп-певицей Керли, добравшейся даже до первых в мест в американских чартах — с ней делали живое, но довольно политесное интервью о творческом пути из Балтии в Лос-Анжелес. Зато аншлаг собрала встреча с директорами по маркетингу фестивалей Flow, Primavera и Positivus. Для групп-участников была отдельная заочная панель Check My Demo, на которой воротилы индустрии пару часов публично отслушивали и обсуждали вброшенные в специальную коробку записи.

ПОЛИТИКА

TMW-2785 Надежда Толоконникова и Мария Алехина дают живое интервью на Tallinn Music Week

В деловую и официальную программу этого года организаторы TMW позвали Pussy Riot. Панк-группа,  не издавшая ни одной песни и ни одного альбома (по честному признанию ведущего встречи Артемия Троицкого), приветствовалась почти овацией, и, попав на музыкальную конференцию, про музыку ничего особенного не произнесла. На повестке пусси-дня в основном стояли вопросы свободы слова, просто свободы и протестного движения. Заметно было, что, приняв Pussy Riot как политических селебрити, собравшаяся в зале пресса и публика, не всегда понимала как реагировать на громкие, но, в общем-то прописные истины и идеи, доносившиеся из «президиума». Накануне открытия TMW раскол чуть не произошел и в рядах самой команды TMW —  неодобрение визиту Pussy Riot высказал куратор шоу-кейсов фестиваля Manka Boutique Руслан РХ.

Менее заметным, но не менее занятным был прием в Украинском культурном центре, где украинский посол, произнес прочувствованную речь — благо, поводов к борьбе за разнообразные общечеловеческие ценности Россия в последнее время подбрасывает в ассортименте — и поскандировал славу Украине и ее героям. Впрочем, сюда можно было идти и просто ради мини-концерта группы Svjata Vatra и вида ее лидера Руслана Трочинского, забравшегося на крышу и игравшего на тромбоне. Латыши и литовцы также выдержали соседский политес, причем в последнем случае культурную программу обеспечивал аккордеонист Мартинас Левичкис. Прошлым летом он со своим дебютным альбомом попал на вершину британского национального чарта в классическом разделе.

БУДУЩЕЕ

TMW-3477 Керли - самая успешная эстонская поп-певица

Набегавшись по концертам и встречам TMW, правда, начинаешь задумываться, куда эта музыкальная история двинет дальше. Рынок в Эстонии уже оказывается перенасыщен группами, причем, вполне конкурентоспособными. Один из юных собеседников на фестивале, повосхищавшись достижениями TMW, прямо сказал, что дальше думает продолжать уже в Европе. Движухи много, но реального выхлопа мало, на всю страну наберется едва ли десяток профессиональных тур-менеджеров, а до конца жизни ездить между Таллинном, Тарту и Ригой не хочется. Собственно, в балтийский тренд, когда молодежь уезжает в более благополучные страны, его позиция абсолютно вписывается. Развиваться дальше в направлении Европы и даже других балтийских стран - новая задача. Эстонцы использовали свой шанс настолько эффективно, что обставили и Латвию, и Литву, где к подобному развитию музэкспорта только подходят. Рынок и индустриальные круги в них еще более узкие, а денег меньше. Так, командир латвийского лэйбла I Love You Records Бруно Роз, в ответ на вопрос, как идут дела, довольно грустно пробурчал, что дела скорее напоминают игрушки, а не бизнес. И это при том, что на лэйбле подписаны и уже засветившиеся в Петербурге эстонцы Ewert and The Two Dragons, и приехавшие на TMW симпатичные инди-фолк ребята Momend, и популярные в Эстонии поп-альтернативщики Sibyl Vane. Финский и шведский рынок также полны качественной продукцией, и пробиваться сюда нелегко. Так что, по идее, заявив о себе в Таллинне, балтийской музыкальной индустрии сейчас стоило бы попытаться сложить собственную региональную музыкальную организацию, типа северного NOMEX, включающего в себя скандинавские страны и Исландию. А застревать из-за отстающих коллег в Таллине явно не хотят. «Это фактор, относящийся, скорее, к жизненной философии, - говорит Хелен Силдна. Никто никогда не любит ждать, ты движешься со своей скоростью и не можешь тратить время на отстающих. И если твоему партнеру и придется тебя догонять, то стоит надеяться, что он, в итоге, от этого только выиграет».

Безымянный8 Everything Is Made In China в клубе Kino Soprus

Российские участники TMW 2014 о фестивале

Женя Любич: «29 марта мы выступили на  Tallinn Music Week с разными программами. В Temnikova & Kasela Gallery наш сет был назначен на три часа дня, и я была уверена, что придет совсем немного людей - и время дневное, и само место маленькое. Но к началу концерта это небольшое пространство было настолько заполнено людьми, что я с трудом пробралась к микрофону. На этом концерте была и одна премьера. Еще несколько лет я случайно оказалась в Таллине и написала об этом городе песню. И впервые на концерте она прозвучала именно здесь.

Как позже выяснилось, на концерте почти не было ни одного случайного человека - в основном люди, так или иначе связанные с музыкальной индустрией, представители масс-медиа и профессионалы. Хорошо, что мне никто не сказал об этом перед концертом, иначе от волнения что-то могло бы пойти не так. А вечером, уже в полном составе мы выступили в Kodu Baar на шоукейсе инди-фестиваля Manka Boutique Pop Festival - там вообще был биток. Было удивительно, что большинству слушателей знакомы мои песни. Какие-то вещи прямо ждали - «Галактику», Russian Girl, «Пагубно»… Одним словом, мы в Таллине чужими себя не почувствовали.

Некоторые организационные моменты немного напрягли, но их все перекрывает то, что мы получили на наших выступлениях: очень крутой импульс, какое-то волшебное электричество. Надеюсь, в скором времени получится организовать сольный концерт. В этот город хочется возвращаться. Интересное наблюдение: я в начале своего первого акустического концерта обратилась к людям по-русски, но меня попросили говорить на английском. А вот в клубе, на вечернем концерте я начала с английского, но меня, наоборот, попросили переключиться на русский. Тем не менее, я знаю, что на клубном вечернем нашем выступлении тоже были люди не только из России и Эстонии, после концерта ко мне подошло несколько человек, например, из Финляндии»

 

Максим Федоров (Everything is Made in China): «В Таллине мы были в третий раз. Если можно использовать высказывание Хелен Силдна из недавнего интервью для ART1, то с каждым приездом в этот город виден рост. В первый раз мы проездом сыграли совсем маленький концерт. Второй -приезжали на TMW 2011, была уже больше площадка, да и людей больше. Мы даже получили какую-то прессу.

Но теперь, когда выступаешь в зале, который полностью заполняется местными слушателями, а на следующий день к тебе подходят люди и благодарят за выступление, те первые разы даже не хочется вспоминать. Публика, зал - все в этот вечер было на нашей стороне. Да еще оказывается, что сама директор фестиваля слушает твой последний альбом. Хотя про себя понимаешь, что тут, конечно, звенья одной цепи. Видно, что это событие с большой буквы как для города так и для публики. Ну, и если есть рост - значит, есть смысл»

 

Миша Лузин: «На фестиваль мы попали абсолютно безамбициозно. Я вообще о нем не знал, и в Таллине ни разу не был. В сентябре ссылку на анкеты для артистов скинула Валя Колесникова из Caviar Lounge, и я подумал - почему нет? Заполнил анкету и забыл, вспомнил только когда получил в январе положительный ответ.

От Таллина остались ощущения города-праздника. Бары и кафе на каждом шагу, из каждого второго - живая музыка, везде - битком. Люди очень классные. Вернемся еще раз обязательно»

Фото: Сергей Чернов, Елена Руди, Макс Хаген