Комиссар Павильона России Стелла Кесаева объявила о назначении куратора выставки в Павильоне России на 56-й Венецианской биеннале. Им стала Маргарита Тупицына.

2014_04_04_Tupicyna

Маргарита Тупицына - независимый куратор, ученый и критик. Родилась в Москве. Доктор истории искусства, защитила диссертацию в Нью-йоркском университете. В 1981 – 1983 годах была куратором Центра современного русского искусства в Америке в Сохо (Contemporary Russian art Center of America in SOHO), Нью-Йорк, где организовала первые выставки художников круга московского концептуализма, в том числе «Русский New Wave» и «Апт Арт: московский авангард 80-х годов».

В 1986 Маргарита Тупицына выступила куратором выставки «Соц-арт» в Новом Музее современного искусства, Нью-Йорк, а в годы перестройки также была организатором, куратором и сокуратором проектов, которые прошли в Европе и США: «Между весной и летом: советское концептуальное искусство эпохи позднего коммунизма», «Произведение искусства в эпоху Перестройки», «Великая Утопия», «После Перестройки: кухарки или женщины, управляющие государством». В 1999 отвечала за русскую секцию проекта «Глобальный концептуализм: Начало отсчета, 1950-е – 1980-е годы». Одним из последних кураторских проектов Маргариты Тупицыной стала выставка «Родченко и Попова: определяя конструктивизм» (Tate Modern, 2009).

Маргарита Тупицына — автор многочисленных научных статей, каталогов и книг о русском авангарде и современном российском искусстве, в том числе: «Границы советского искусства: От социалистического реализма до наших дней», «Эль Лисицкий: за пределами "Абстрактного кабинета"», «Малевич и кино», «Против Кандинского».

В 2011 Маргарита Тупицына получила грант от Creative Capital/Warhol Foundation для пишущих об искусстве для работы над книгой «Московский авангард, 1922 – 1992».

Приступая к работе над проектом в Павильоне России, Маргарита Тупицына заявила: «Прежде всего, я хочу выразить благодарность Стелле Кесаевой за приглашение курировать Российский Павильон в Венеции. Для меня оно служит признанием моих многолетних усилий по распространению российского искусства на Западе. Мне исключительно приятно сотрудничать с Ириной Наховой, искусство которой меня вдохновляло еще в середине 1970-х и которое я выставляла во времена Перестройки и последовавшие за ней годы. Подобно русскому авангарду московская концептуальная школа стала средой, чрезвычайно благоприятной для женщин-художниц, наделенных творческой оригинальностью и интеллектуальной силой. Работы Наховой, созданные ей на протяжении трёх последних десятилетий, сопровождавшихся множественными переменами социального и политического климата, продемонстрировали неистощимый потенциал для формального обновления и дискурсивной рефлексии. Это особенно заметно на фоне радикальных технических сдвигов и продуктивных коллизий между традиционным и современным, высоким и низким, рафинированным и примитивным, публичным и частным. В начале 1980-х Нахова соединила живописную традицию позднего модернизма с концептуальными и инсталляционными практиками. Её «Комнаты» стали исторически важным проектом. Их напряжённая пустота выглядела прямым ответом тогдашнему отсутствию системы институциональной поддержки».

В 2015 году Венецианская биеннале пройдет с 9 мая по 22 ноября. Художественным руководителем биеннале назначен Окви Энвейзор. Художником Павильона России будет Ирина Нахова.