«Задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства».

2014_04_05_castilione-4 Радиола RR126. Фабрика Brionvega. 1965

Индустриальная отсталость послевоенной Италии была причиной развития малосерийного производства с большой долей ручного труда, базировавшегося на традициях художественного ремесла и декоративно-прикладного искусства. В изделиях таких производств всегда присутствовала высокая артистическая составляющая. Гибкость малых производств обеспечивала им универсальность, позволяющую с легкостью переключаться на новые формы и предметы. В таких условиях итальянский дизайн развивался спонтанно, опираясь на творческую свободу и вдохновение дизайнеров, тяготеющих к смелому эксперименту.

Одним из демиургов периода становления итальянского дизайна стал Акилле Кастильони, как нельзя лучше представляющий парадокс всего итальянского дизайна, сочетающего артистичность и произвольность вдохновения с новейшими материалами и индустриальными технологиями.

Акилле родился в 1918 году в Милане в семье скульптора, его старшие братья Ливио и Пьер Джакомо выбрали профессию архитектора, и подрастающий Акилле решил пойти по их стопам, поступив на архитектурное отделение Миланского политехнического университета. Старшие братья организовывали в конце 1930-х годов собственную студию, где Акилле мог практиковаться, выполняя часть работы.

Первое признание заслуг в области предметного дизайна братья Кастильоне получают в 1940 году, представив на VII Миланской триеннале радиорепродуктор Radio Phonola 547, эбонитовый корпус которого демонстрировал пластичное изящество форм, тяготевших к американскому стримлайну, сохраняя при этом рационализм конструкции и практичность.

В 1944 году Акилле заканчивает свое обучение. Недостаток архитектурных заказов в этот период вынуждал многих архитекторов заниматься малыми формами, и Акилле не стал исключением. В 1952 году старший брат Ливио покидает студию, увлекшись светозвуковыми инсталляциями, и начинается период успешной деятельности творческого дуэта Акилле и Пьера Джакомо Кастильони.

2014_04_05_castilione-2 Светильник Arco. Эскиз

В 1954 году выходит торшер Luminator, поражающий своим минимализмом: он представляет собой вертикальную трубу, увенчанную лампой накаливания. Этот торшер принесет Кастильони в 1955 году премию Compasso d’Oro, учрежденную годом ранее. В 1956 году портативный пылесос Spalter, переносимый на лямке и предлагающий новый принцип использования, вызывает скепсис широкой общественности.

В 1957 году, поддержанные компанией Zanotta, братья Кастильони создают инсталляцию для выставки «Форма и цвет современного дома», ввергнув в состояние шока не только зрителей, но и самих представителей компании Zanotta. Сказать, что стенд был новаторским, — это не сказать ничего. С потолка свисал телевизор, закрепленный на системе подвесов, стены были украшены абстрактной трафаретной раскраской, внутри находились объекты, которые только закрепленными на них велосипедными и тракторными седлами выдавали свое назначение.

2014_04_05_castilione-10 Табурет Sella. Фабрика Zanotta. 1957

Стул Sella давал возможность присесть во время телефонного разговора, когда шнуры закрепленных на стене телефонов не позволяли вести разговор из обычного кресла. Созданный из велосипедного седла, телескопически закрепленного на чугунной полусфере-неваляшке, Sella позволял оставаться подвижным. Стул Mezzadro состоял из стандартного тракторного седла, закрепленного на дуге-рессоре.

Компании Zanotta потребовалось около двадцати лет, чтобы набраться смелости для запуска этих объектов в серийное производство, а вот братья Кастильони немедленно заслужили славу «дадаистов» за сходство их объектов с реди-мейдами Марселя Дюшана.

Акилле Кастильони на протяжении всей своей жизни сохранял интерес к разнообразному бытовому хламу, в любой момент могущему стать источником вдохновения. «Дизайн подразумевает наблюдение», — утверждал он. В его мастерской находился шкаф, куда он складывал разнообразные артефакты, вызывавшие его любопытство и давшие жизнь идее «Принципиальных Компонентов Дизайна», основанной на использовании уже существующих элементов.

2014_04_05_castilione-9 Светильник Taraxacum 88. Фабрика Flos. 1988

С 1959 года братья Кастильони серьезно увлечены созданием светильников, поддержанные технологическими возможностями специально созданной компании Flos. В 1960 году выходит потолочный светильник Taraxacum — «Одуванчик», рассеиватель света которого представлял натянутую на проволочную конструкцию удивительно эластичную синтетическую ткань, покрытую полимером. В 1988 году «Одуванчик» претерпел видоизменение, получив название Taraxacum 88: теперь светильник представлял собой шарообразное ядро из полированных алюминиевых элементов, окруженных стеклянной оболочкой колб шестидесяти огромных ламп накаливания.

В 1962 году Flos выпустит сразу три легендарные новинки — лампу Taccia, на разработку которой ушло долгих четыре года (но результат стоил того, и сам Кастильони называл ее «мерседесом» среди ламп), торшер Toio, представлявший собой автомобильную фару, закрепленную на рыболовном спиннинге, и Arco — гигантскую дугу, визуально нарушающую законы баланса и ставшую одной из икон дизайна ХХ века.

Кастильони был удивительно эклектичен и способен создавать объекты разного назначения и из разнообразных материалов. Маэстро считал, что если предметы полезны, то они могут сосуществовать вне определяющего их стиля.

2014_04_05_castilione-11 Табурет Mezzadro. Фабрика Zanotta. 1957

Самому Кастильони удавалось их классифицировать по группам: ready-made объекты, как упомянутые Sella, Mezzadro и Toio; объекты редизайна, улучшающие потребительские и технологические свойства уже существующих решений. Группа Minimalist включает упоминаемый торшер Illuminator и потолочный светильник Fucsia 1996 года, заключающий обычную лампу в стеклянный конус; группа Expression, содержащая объекты, возбуждающие в сознании определенные образы (радиола Brionvega RR126 1965 года или лампа Snoopy 1967 года); группа «Интегральных объектов», таких как пылесос Spalter или простой электрический выключатель VLM 1968, который сам Акилле всегда носил в кармане, наслаждаясь его криволинейными гладкими формами и щелчками его переключений.

В 1968 году умер Пьер Джакомо, и Акилле продолжает работу самостоятельно. В 1969 году Кастильони возглавил архитектурный факультет в Турине, получил звание профессора. С 1980 по 1993 год преподавал в своем родном Миланском политехническом университете.

Кастильони охотно делился собственным методом с учениками, призывая их к доскональному изучению назначения объекта и поиску оптимального решения функциональности. На лекциях он регулярно демонстрировал массу найденных объектов, наилучшим образом соответствующих своему назначению, поясняя отношение их формы и функции, неизменно замечая, что полезность — это не единственное, что должно интересовать дизайнера. «Задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства».

2014_04_05_castilione-8 Светильник Lampadina. Фабрика Flos. 1972

Кастильони создал в общей сложности около ста пятидесяти предметов для более чем двадцати производителей — от светильников и столовых приборов до сантехнической керамики и радиоэлектроники. Четырнадцать из них навсегда прописались в коллекции MoMA в Нью-Йорке, девять удостоились премии Compasso d’Oro.

Кастильони участвовал во всех Миланских триеннале начиная с 1947 года, а в 1956 году стал одним из основателей Ассоциации промышленного дизайна, построил несколько зданий в Милане, организовывал разнообразные инсталляции. В 1984 году он провел свою первую персональную выставку в Музее декоративного искусства в Вене, далее персональные выставки последовали в крупнейших мировых музеях, в том числе и в MoMa в 1998 году. Акилле Кастильони удостоился самых престижных международных званий и наград в области промышленного дизайна.

2014_04_05_castilione-7 Светильник Brera. Фабрика Flos. 1992

Но главное достижение Акилле Кастильони в том, что он сделал индустриальные продукты более дружелюбными, наделив их эмоциональным содержанием. «В нашей профессии слишком много серьезного. Один из моих секретов заключается в том, что я все время смеюсь», — говорил Кастильони. Акилле Кастильони продолжал творческую активность вплоть до своей смерти в 2002 году. На обложке каталога светильников Flos этого года появится фотография улыбающегося маэстро с лаконичной подписью «Ciao Achille!».

2014_04_05_castilione-5 Светильник Moni. Фабрика Flos. 1982

Впервые опубликовано в журнале "Проектор" №4 (25) 2013