Крис Стил-Перкинс «Англия, моя Англия». Москва. Мультимедиа Арт Музей. 13 марта -20 апреля 2014.

Крис Стил-Перкинс. Ньюкасл-апон-Тайн. Боксерская площадка на ярмарке. Из серии «Англия, моя Англия». 1969. Крис Стил-Перкинс. Ньюкасл-апон-Тайн. Боксерская площадка на ярмарке. Из серии «Англия, моя Англия». 1969.

 

«Великобритания в фокусе» - одна из основных тем Фотобьеннале 2014, что, с одной стороны, объясняется «перекрестным годом культуры Великобритании и России», а с другой стороны, отражает потребности российской «англомании» наших дней. В рамках Фотобьеннале «фокус» на Великобритании наведен «с разных ракурсов». Центральный проект Фотобьеннале «Другой Лондон», представленный в Мультимедиа Арт Музее, – это британская столица глазами знаменитых чужестранцев: Картье-Брессона и его жены Мартины Франк, ассистентки Ман Рэя Доры Маар, Марка Рибу, Ирвина Пенна и Эллиотта Эрвитта. Выставка полностью удовлетворяет любительским ожиданиям: британская «эксцентричность», увиденная со стороны, – остроумно, технически совершенно и в меру банально. В проекте нашего соотечественника и сотрудника Herald of Europe (UK) Григория Ярошенко «Британия» (Галерея искусств Зураба Церетели) «сладкая жизнь» по-британски скорее эксцентричный взгляд самого автора.

Собственно британская фотография, представленная агентством «Magnum», на первый взгляд, обманывает ожидания. Проект классика фоторепортажа Филипа Джонса Гриффитса «Воспоминания» (ЦВЗ «Манеж») – исторические свидетельства эпохи 50-70-х. «Битлз», шахтеры, демонстрации – качественно, ожидаемо и знакомо. Проект Дэвида Херна «Земля моего отца» (Мультимедиа Арт Музей)  посвящен изменениям, происходившим в Уэльсе с 1960-х годов до 1990-х: уходящие в прошлое традиции, упадок угледобывающей промышленности, новые японские фабрики и китайские туристы – репортаж о проблемах глобальной экономики, и, кажется, можно забыть, что это Уэльс, а не Рур или Донбасс.

Крис Стил-Перкинс. Расисты вскидывают руки в нацистском приветствии. 1980. Крис Стил-Перкинс. Расисты вскидывают руки в нацистском приветствии. 1980.

Однако проект Криса Стил-Перкинса «Англия, моя Англия» (Мультимедиа Арт Музей)  заставляет задуматься о том, что не все так просто, как кажется. И на самом деле британская фотография – это взгляд на мир, очень непривычный для России. Этот «другой взгляд» присутствует и у Гриффитса, и у Херна, но работы Стил-Перкинса  – это метафора «британского». Стил-Перкинс – не просто мастер репортажа, он художник, и его интересуют не «факты жизни» как таковые, а их визуальное восприятие.  Как он заявил в одном из интервью, «я хочу превращать постоянное движение в значения, понятные другим»[1].

Безусловно, надо принять во внимание тот факт, что Крис Стил-Перкинс – признанный фотодокументалист, член агентства «Магнум» с 1979 года, лауреат британской премии Тома Хопкинсона в области журналистики (1988), золотой медали Роберта Капы (1989) и премии World Press Photo 2000. Он снимал военные фоторепортажи на Ближнем Востоке, в Афганистане, Африке и Центральной Америке, его ранние работы с группой фотографов EXIT были посвящены жизни городской бедноты в Великобритании в 70-х, а известность ему принес его первый альбом «The Teds» (1979)  — исследование  субкультуры лондонских хулиганов («Teddy Boys»). С другой стороны, автор утверждает, что всегда чувствует себя субъективным фотографом, даже когда делает классический репортаж.[2]

ENGLAND. Bradford. A Teddy Boy combs his hair in the Market Tavern. 1976 Крис Стил-Перкинс. Англия, Брэдфорд. Тедди-бой причесывается. 1976.

Стил-Перкинсу не чужды и чисто концептуальные проекты, такие как выставка «Края пленки» (1978) - 40 работ, выбранных из 5 тысяч фотографий, сделанных наугад с целью отснять фотопленку до конца, или альбом «Эхо» (2001), в котором собраны фотофрагменты как метафоры собственных воспоминаний прошедшего года. Но все же главным для Стил-Перкинса остается «человеческая природа»[3], то есть отношение человека с окружающим миром. И самый любимый мир для автора – это Англия, он не перестает снимать Англию и англичан с начала 70-х годов прошлого века по сегодняшний день. «Это необычное место, в котором живут необычные люди, не перестающие привлекать мой интерес».[4] Что же такого «необычного» видит Стил-Перкинс в англичанах и почему он смотрит на них со стороны? Ощущает ли он себя не совсем англичанином, ведь он родился на Бирме, и его мать была бирманкой. Но Стил-Перкинс с двух лет живет в Англии, закончил Университет Ньюкастла по специальности «психология», стал фотографом в Лондоне. Так почему же его взгляд столь отстранен?

В книге «Как быть чужим»[5] Джорджа Микеша, который переехал в Англию, когда ему было 26 лет, и стал английским писателем, есть замечательная характеристика английской «необычности»: «В Англии быть умным, утверждать что-то с уверенностью считается дурным тоном. Ваше право считать, что дважды два четыре, однако заявлять об этом во всеуслышание не следует: Англия - страна демократическая, и у других подданных Ее величества может быть на этот счет свое мнение, отличное от вашего». [6] В работах Стил-Перкинса выражен именно этот «отказ от суждения», который столь свойственен англичанам и столь не свойственен нашим соотечественникам. Именно это отличает работы британских фотографов, изображающих «социальные низы» и субкультуры от, скажем, фотографов «харьковской школы». Стил-Перкинс, в отличие от Бориса Михайлова, – не «художник участия и стыда»[7], он художник «принятия без стыда», поскольку изображая жизнь людей, не допускает ни малейшего вмешательства в замкнутую систему другого человека, ни малейшего взаимодействия автора и «модели». Известно, что британцы считают оскорбительным прямой зрительный контакт с незнакомым человеком. Фотографии Криса Стил-Перкинса кажутся снятыми даже не «скрытой», а «отрешенной» камерой. Люди на фотографиях никогда не смотрят в объектив и редко смотрят друг на друга. Даже в общем контексте они погружены в собственный мир, отделяющий их друг от друга. «Танцы в клубе пенсионеров» (1973), «Вулверхэмптон. Дети играют» (1978), «Расисты вскидывают руки в нацистском приветствии» (1980), «Лондон. Брикстон. Подростки выпендриваются у бассейна» (1995), «Ньюкастл. Фанаты освистывают судей» (1996), «Графство Дарем. Стрельба по фазану», «Уинстон Гордон ухаживает за своей женой Дороти, страдающей болезнью Альцгеймера» (2008) – все эти фотографии изображают людей, самостоятельно справляющихся со своей повседневной жизнью.

Крис Стил-Перкинс. Графство Дарем. Стрельба по фазану. 2003. Крис Стил-Перкинс. Графство Дарем. Стрельба по фазану. 2003.

Отстранение Стил-Перкинса – это единственно возможное для британца субъективное осмысление чужого жизненного опыта. При этом Стил-Перкинс отказывается и от эстетических суждений – у него нет антиномии красивого и безобразного, нет ни умиления, ни провокации. Это очень не похоже на агрессивные эстетические эксперименты российской фотографии. В этом смысле Россия гораздо эксцентричнее Великобритании. Британские «хулиганы», представители субкультур или богемы никому не бросают вызов, они полностью находятся внутри своего индивидуального бытия. Взгляд Стил-Перкинса абсолютно «антитотален», не предполагает ни смыслового разрыва, ни избыточного смысла. И это общая черта британской фотографии. Работы Дэвида Херна – это не миф о потерянном рае, фотографии Филипа Джонса Гриффитса – не сакрализация «протестного духа» 60-х годов. Эти фотографии – признание ценности жизни в любых проявлениях, само существование человека обусловлено неизбежностью «приватности», неповторимости обыденного. Интересно сравнить две работы «Бал. Партийная конференция консерваторов» (1979) и «Бедность» (1978). На каждой фотографии – пожилая пара, каждый персонаж смотрит вдаль, мужчина и женщина связаны композицией, контекстом, но они нейтральны по отношению друг к другу, не переступают границу чужой личности. Фотограф разглядывает, «ухоженную» и «неухоженную» старость одинаково внимательно, непредвзято и иронично. Как заявил автор, «фотография все показывает, но ничего не объясняет».[8]

Говоря о «британском» взгляде на мир, нельзя промолчать об иронии. Хотя промолчать хотелось бы, ведь это стереотип. Но британская ирония, как британская эксцентричность – это «не то, что вы подумали». Также как боксеры, актеры и хулиганы на фотографиях Стил-Перкинса замкнуты в своем обыденном существовании, самобытном, но не оригинальном; ирония у Стил-Перкинса – не игра и не рефлексия. Ироничность этих фотографий – в их независимости от автора. Фотограф утверждает, что он бессилен изменить жизнь, но не собирается от нее отворачиваться. Автор отнюдь не иронизирует над своими сюжетами, он скорее иронизирует над парадоксальностью творчества: мир интересен ему, поэтому он субъективен, но мир ему не подвластен, поэтому его творчество – его личное замкнутое пространство.

Иронично также отсутствие предпочтений в авторском выборе работ для выставки: много различий, но мало изменений. Инаковость присутствует в любом времени, трудно определить, чем различаются персонажи прошлого и нынешнего веков. На выставке представлены цветные фото начала 80-х и черно-белые 2000-х. Правда Стил-Перкинс с некоторых пор снимает на цифру, но поскольку все работы – современная печать, можно сказать, что автор показывает тот образ Англии, который ему интересен сегодня, то есть тот, который все еще «гуляет сам по себе».

Крис Стил-Перкинс. Вулверхэмптон. Играющие дети. Из серии «Англия, моя Англия». 1978. Крис Стил-Перкинс. Вулверхэмптон. Играющие дети. Из серии «Англия, моя Англия». 1978.


[1] http://www.acad.carleton.edu/curricular/MEDA/Schott/afterimage_steele.htm

[2] http://www.vice.com/en_uk/read/chris-steele-perkins-magnum-interview

[3] http://www.vice.com/en_uk/read/chris-steele-perkins-magnum-interview

[4] http://www.vice.com/en_uk/read/chris-steele-perkins-magnum-interview

[5] Книга "How to be an alien" на русском языке книга вышла под названием «Как быть иностранцем», что значительно искажает смысл.

[6] Джордж Микеш «Как быть иностранцем», Б.С.Г.-Пресс, 2007.

[7] Екатерина Деготь «Борис Михайлов — художник участия и стыда». Газета "Коммерсантъ" №48 от 22.03.2000, стр. 14 - http://www.kommersant.ru/doc/143155

[8] http://developingpictures.wordpress.com/2011/03/16/from-hokusai-to-horror-an-evening-with-chris-steele-perkins/