Нил Финн — вероятно, самый известный новозеландский музыкант в мире. Известный у себя на родине и в Австралии с начала 80-х как лидер Split Enz, ведущей рок-группы своей страны, в середине десятилетия он вышел на мировую арену со своим следующим коллективом Crowded House. «Don’t Dream It’s Over», «Fall at Your Feet», «Weather With You» — главные синглы австралазийского трио, игравшего симпатичный взрослый гитарный поп-рок, до сих пор не вылезают из плейлистов даже россйиских ностальгических радиостанций. В феврале у Финна вышел новый альбом «Dizzy Heights» — сорок с лишним минут отличной пост-битловской психоделии, совершенно не выдающие в авторе 55-летнего мужчину, а больше похожие на творчество какой-нибудь молодой американской группы из фаворитов «Пичфорка». 8 апреля же вышел «The Nihilist», третья по счету сольная пластинка его сына Лиама, — сборник меланхолично-едких гитарных песен высшего сорта. Старший брат Нила, Тим Финн, хотя пока и не собирается выпускать новой записи, все равно активно гастролирует. К выходу «The Nihilist» ART1 сделал путеводитель по альбомам, на которых семья Финнов выступала единым фронтом.

 

Split Enz — «Dizrythmia» (1977)

Split+Enz+-+Dizrythmia+-+Blue+Label+-+LP+RECORD-417014

Первым из семьи Финнов со своим профессиональным будущим определился Тим — в 1972 году он, будучи студентом Оклендского университета, вместе со своими сокурсниками Майком Чаммом и Филом Джаддом собрал группу Split Enz, исполнявшую замысловатый арт-рок, явно вдохновленный Roxy Music. Первые два их альбома, «Mental Notes» (1974) и «Second Thoughts» (1976), — практически неприкрытое, хотя и очень талантливое, подражание Ферри, Ино и Манзанере. Пел в группе главным образом Джадд — большой, лысый и артистичный человек с, к сожалению, совершенно неконтролируем характером, из-за которого его пришлось из Split Enz в конце концов отчислить. На замену Тим Финн позвал своего младшего брата Нила — и именно «Dizrythmia» стала первым плодом их совместного сотрудничества, продолжающегося до сих пор. По странному течению обстоятельств, именно эта пластинка еще и является худшей в дискографии Split Enz. На ней группа предстает на классическом для многих коллективов тех лет перепутье между арт-роком и панком: с одной стороны, песни на «Dizrythmia» короче и куда более стандартно структурированней, чем на первых двух альбомах Split Enz; с другой — в них порой намешано так много всего, что запомнить и считать их на эмоциональном уровне очень сложно.

Split Enz — «Frenzy» (1979)

frenzy_2006digicd_mis4

С первых же аккордов открывающей этот альбом песни «I See Red», своей оголтелостью напоминающей ранних Buzzcocks, становится ясно — Split Enz окончательно сделали свой выбор в пользу поп-музыки. Да, это поп-музыка артистичная, деловитая и издевательская на уровне интонаций, но все же очень доступная и понятная. Место Roxy Music как главного источника вдохновения на «Frenzy» заняли XTC, Talking Heads и Devo: ритмы у Split Enz теперь дергаются и бегут, клавишные больше не нависают над музыкой, а заполняют пространство между гитарными аккордами, а в голосе Тима Финна слышится как и наигранный идиотизм Марка Мазерсбро, так и мягкая истеричность Дэвида Бирна. Поскольку записан был «Frenzy» в неимоверной спешке в перерыве между концертами, действительно хороших песен на нем немного — помимо «I See Red» стоит назвать еще «Famous People» и возвышенную балладу «The Roughest Toughest Game In the World», — но в целом альбом слушается не в пример легче предыдущего.

Split Enz — «True Colours» (1980)

tc_aus12dis1

Первая пластинка Split Enz, на которой Нил Финн значится автором значительной части песен — и одна из лучших. «I Got You», по-хорошему простой и очень привязчивый хит, написанный как раз Нилом, довольно внезапно вывел известную до этого локально новозеландскую группу в британские и американские чарты, — но это далеко не единственная вещь, которой стоит уделить внимание на «True Colours». На этой блистательной пластинке нашлось место и параноидальным номерам в духе The Police («Nobody Takes Me Serious»), и классическому пауэр-попу («Missing Person») и много чему еще.

Split Enz — «Time and Tide» (1982)

time-and-tide-504c6fe765f49

Свой самый лучший альбом Split Enz записали в 1982-м, когда Тим и Нил уже фактически делили лидерство в группе — во всяком случае, песен каждого на «Time and Tide» поровну. Не удивительно, что именно по этой записи лучше всего заметны различия в подходах братьев к сочинению: Нил тяготеет к маккартниевского толка поп-музыке («Dirty Creature», «Hello Sandy Allen»), в то время как Тим выступает скорее на правах ветерана арт-рока («Never Ceases to Amaze Me», «Lost for Words»). При этом поразительно, что самую грандиозную, блистательную и чистокровную в своей попсовости песню «Six Months In a Leaky Boat» написал именно Тим. Это выполненное в лучших традициях Electric Light Orchestra посвящение Новой Зеландии — лучшая вещь Split Enz вообще.

Crowded House — «Woodface» (1991)

crowded_house-woodface1

Выпустив после «Time and Tide» еще два альбома, Split Enz самораспустились, и Нил Финн собрал новую группу. Получившая название Crowded House, она обходилась уже из Тима и исполняла музыку, бесконечно далекую от своих корней — умный размеренный гитарный поп, совершенно не вписывавшийся в эпоху синтезаторов и драм-машин. Впрочем, как раз к этому моменту Нил научился писать абсолютно космополитичные песни, способные растревожить любого англоговорящего слушателя — что и произошло с одним из первых синглов Crowded House «Don’t Dream It’s Over», ставшим всемирным хитом. «Woodface», третий альбом Crowded House, оказался единственным с Тимом Финном в составе, но мало чем при этом отличался от других пластинок группы — это все та же солнечная напевная музыка, движимая гитарным многоголосьем. «Weather With You» — как раз отсюда.

Finn Brothers — «Finn» (1995)

Finn-Brothers-Finn-

Первый совместный альбом братья Финн записали только в 1995-м — как раз в тот момент, когда притормозилась сольная карьера Тима, в восьмидесятых служившим некоей версией Питера Гэбриела австралазийского региона, а Нил Финн распустил Crowded House (которые, впрочем, через десять лет собрались заново). «Finn» одинаково удален и от того, и от другого — это мрачноватый и тихий альбом, записанный практически на домашнюю аппаратуру и отчасти вдохновленный музыкой народа маори. Стучат племенные барабаны, шаркают басовые струны электрогитар, а голоса Финнов в единой гармонии рассказывают о биполярных расстройствах, педофилии и религиозном фундаментализме, — короче, те, кто знает о братьях только по Crowded House, от этой пластинки может буквально упасть со стула.

Neil Finn — «Try Whistling This» (1998)

51LJXTXU5hL

Первый сольный альбом Нила Финна зада вектор всей его дальнейшей карьере вне Crowded House — это своеобразное сочетание его фирменного мелодизма и прорастающего корнями в шестидесятые продакшна. Песни на «Try Whistling This», вопреки названию пластинки, ничуть не потеряли былой напевности и запоминаемости, но обросли неслыханными доселе для Финна стерео-эффектами и аранжировками в стиле то поздних The Beatles, то The Beach Boys конца семидесятых — см., например, песню «Souvenir». На этом альбоме подобное сочетание немного заводит в тупик, но позднее Финн доведет умение сталкивать абразивность и мелодичность до мастерского уровня — в частности, к «Dizzy Heights», его сольнику этого года, в этом отношении невозможно придраться. Интересен «Try Whistling This» еще и тем, что на нем на гитаре и барабанах Нилу Финну подыгрывает его старший, тогда — семнадцатилетний, сын Лиам. Через два года Лиам подпишется со своей гаражно-роковой группой Betchadupa на главнейший новозеландский инди-лейбл Flying Nun, а позднее станет выпускать сольные альбомы вполне в духе своего отца.

Neil Finn and Friends — «7 Worlds Collide» (2001)

51GTznJ-ZbL

В апреле 2001 года Финн собрал сборную команду своих любимых музыкантов, дал с ней несколько концертов в Окленде и выпустил по итогам вот этот альбом. В составе — Тим и Лиам Финны, Эд О’Брайен и Фил Сэлуэй из Radiohead, Джонни Марр из The Smiths, одна из лучших инди-певиц девяностых Лиза Джермано, лидер Pearl Jam Эдди Уэддер и почему-то басист группы Soul Coughing. Среди песен — старые хиты Split Enz («I See Red») и Crowded House («Don’t Dream It’s Over»), старые и новые сольные вещи Нила Финна, и групповые исполнения главных сочинений The Smiths, Джермано и Pearl Jam. Сейчас «7 Worlds Collide» сложно воспринимать как-то иначе чем интересный курьез — но в дальнейшем затея Финна по привлечению звезд различных уровней к совместному музицированию вырастет в нечто более интересное.

Finn Brothers — «Everyone Is Here» (2004)

Everyone_Is_Here

Второй совместный альбом Тима и Финна — частью записанный в Нью-Йорке с Тони Висконси, частью — в родной Новой Зеландии. Своей нарочитой фольклорностью и акцентом на мягкие вокальные гармонии он чем-то напоминает о Саймоне и Гарфанкеле — да и тональность самих песен на «Everyone Is Here» заставляет вспомнить об известном американском дуэте. Сочиненный во время продолжительной и ставшей в итоге фатальной болезни матери Финнов, это очень вдумчивый, поминальный и страшно трогательный альбом, не лишенный при этом хороших мелодий.

7 Worlds Collide — «The Sun Came Out» (2009)

the-sun-came-out

Продолжение эксперимента Нила Финна по сбору хороших дружественных музыкантов — на сей раз записанное в студии. К вернувшимся с прошлой подобной пластинки младшему Финну, Марру, Джермано, О’Брайену и Сэлуэю добавились популярная новозеландская певица Бик Рунга, важные австралазийские рок-певцы Гленн Ричардс и Дон МакГлэшан, шотландская сочинительница девичьих исповедальных блюзов Кей-Ти Танстолл и группа Wilco практически в полном составе. Последнюю как раз «The Sun Came Out» и напоминает больше всего — благостное и взрослое альт-кантри о вечных ценностях взрослого человека вроде семьи, друзей, вина и прочего.