«Шагал — Малевич». Режиссер: Александр Митта. В ролях: Леонид Бичевин, Кристина Шнайдерман, Анатолий Белый, Семен Шкаликов,Алексей Овсянников, Дарья Пашкова, Филипп Жлоба, Никита Волков, Светлана Цвиченко,Сергей Мигицко, Татьяна Лихачева, Василий Рукша, Яков Левда, Дмитрий Астрахан,Станислав Демин, Андрей Аксенов, Степан Агапов, Денис Авхаренко. Россия, 2013.

kinopoisk_ru-Shagal-Malevich-2160110

1918 год. Марк Шагал возвращается в родной Витебск в роли уполномоченного по делам искусств. Вдохновленный революционными идеями и дарованной  свободой художник мечтает о создании Художественной Академии с большой буквы, но сталкивается с волной сопротивления непросвещенных масс. Самым талантливым и упорным учеником оказывается подросток, с которым Шагал когда-то разрисовывал заборы. Правда, творить мальчику мешает религия, но стоит изобразить отца-раввина Богом, как все налаживается. Пока Шагал сеет добро и парит вместе с козами\лошадьми над городом, друг детства Наум взлетает по карьерной лестнице и становится красным комиссаром. Отныне советская власть пытается не только отбить у Марка всю тягу к прекрасному, но и увести из-под носа жену Беллу.  Белла сопротивляется, Марк улыбается, на горизонте возникает человек-линия Малевич. Супрематический мессия, громогласный гений расправляется со всеми четко, ярко, динамично. Оказывается, нужно «свести все в нуль» – делов-то. Марк молча подвинется: ему хватит места в облаках.

Новый фильм Александра Митты – это, конечно, парафраз недооцененной в свое время трагикомедии «Гори, гори моя звезда». Те же герои-романтики (в первом случае режиссеры, во втором — художники) на фоне грохочущей гражданской войны вдохновляют простой люд провинциального городка на «культурные» подвиги, сопротивляясь на деле любой репрессивной системе. Смещается лишь ракурс: конкуренция и жажда интриг в современном мире вытесняет высокие чувства. Потому между Беллой и Марком непременно должен стоять харизматичный мачо Наум, а в работе (даже самой творческой и тонкой) главный тот, кто наглее и жестче. Только на этот раз симпатизировать кому-либо довольно трудно. Актеры играют так плохо, что хочется отвести глаза и заткнуть уши, но выжидаешь — а вдруг шутка? Если извечно блаженное выражение лица дебютантки Кристины Шнайдерман и многозначительные паузы, за которыми ничего ровно ничего не кроется, можно как-то списать на неопытность, то за Бичевина страшно и стыдно. Его Шагал неубедителен и жалок, а произносимые ноющим голосом реплики уместны на новогоднем капустнике, да и то в качестве плохой пародии. Убедителен в своей роли только Малевич (Анатолий Белый, постоянно практикующий мастерство в спектаклях Серебренникова), но он появляется в фильме гораздо реже остальных.

Если каким-то чудом на вышесказанное удалось не обратить внимания, вы, конечно, посмотрели любопытный фильм. Выдержанный в любимых Шагалом оранжево-синих тонах, он дает возможность шагнуть в картины мастера и перешагнуть их, ощутить все в полном объеме. Следишь за движением человека и невольно отвлекаешься на ярко-красную лошадь — так позже увидит ее художник; слышишь выстрел в доме, но отрефлексировать происходящее едва успеваешь — дом «загорается» синим; любуешься видом сверху — камера намеренно застывает, выгадывая время. Кажется, минута, и ты тоже взлетишь над креслами вместе с героями полотен или кивнешь головой, а она –раз! – и обернется вокруг своей оси. А как поверишь всему увиденному – превратишься в козу с колокольчиком на шее. Главное перед тем, как кинозал покинуть, не забыть выйти из образа.