Фестиваль Dance Open в этом году собирает сочинения девяти хореографов. Кто-то из них получает собственный вечер, кто-то — лишь десять минут времени в гала, но все вместе они заставляют удивляться тому, как разнообразен балетный мир.

Дуайт Роден

«Луна над Юпитером». 23 и 24 апреля.

В конце семидесятых, когда ему было 17, уроженец Коламбуса (штат Огайо) играл на кларнете, флейте и барабанах, собирался покорять Голливуд и вовсе не думал о танцевальной карьере. На урок его привела подружка – так в жизни Родена появился балет, а мечта о кино испарилась. В 25 он уже был солистом Alvin Ailey dance theatre – самой громкой из «черных» трупп Америки. Тогда же начал сочинять танцы; карьера летела вверх, но в один прекрасный день в 1994 году Роден оставил знаменитый театр и начал на коленке собирать собственную труппу (с той же основой – «черный модерн», но еще более броской мускульной атакой). Сейчас «Complexions» не менее известна, чем театр Элвина Эйли, а Роден поставил более 80 спектаклей. (Среди них – «Повороты любви» для Дианы Вишневой, что вошел в ее программу «Красота в движении»). На Dance Open Роден привозит две свои одноактовки – «Луну над Юпитером» на музыку Рахманинова и «Innervisions» на музыку Стиви Уандера.

Джей Ман Джу

Репетиция «Возвращения». 23 и 24 апреля.

В течение шести лет, что Джей Ман Джу ходил в родной Корее на занятия фольклорным танцем, а мать скрывала это от его отца – тот счел бы это совершенно неподходящим занятием для парня. (Более того – даже сейчас, когда хореограф стал весьма известен, родитель не в восторге). От национальных танцев (что похожи одновременно на прогулки важных птиц и замаскированную дуэль) дорога повела к контемпорари – и в Америку, куда Джей Ман Джу переехал, начав сотрудничество с Complexions. Появление его спектаклей в репертуаре труппы стало знаком нового этапа в ее истории – от работы только с «черными» темами к разнообразию, от энергии «мы противостоим враждебному миру» к открытости. Новый спектакль Джея Ман Джу, «Возвращение» на музыку Макса Рихтера, Нильса Фрама, Зоуи Китинг, Кита Кеннифа и Валентина Сильвестрова, медитативен и эффектен одновременно.

 

Тьерри Маланден

Magifique. 26 апреля.

Попасть в Парижскую оперу, не пройдя школу Парижской оперы, удается очень немногим – но Маланден из их числа, у него были только частные уроки. Контракт в главном балетном театре мира ему предложили после победы на ученическом конкурсе в Лозанне, он согласился… и через несколько лет сбежал из Парижа. «Не ценит своего счастья» - морщились коллеги, пробивавшиеся в Оперу потом, кровью и интригами. А у чужака Маландена просто обнаружилась способность смотреть на балет критически – и это умение вылилось в его собственные сочинения. В них нынешний худрук балета Биаррица часто перебирает старинные балетные мифы – и вожделеющий нимфу Фавн Дебюсси оказывается молодым парнем, что отжимается на гигантской коробке с носовыми платками (прорезь используется… ну, понятно), а в «Видении Розы» юной девице снится уж очень жаркий сон. Все его спектакли – насмешка и объяснение в любви к балету одновременно, не исключение и «Magifique». В нем под музыку Чайковского (фрагменты из «Спящей красавицы», «Лебединого озера» и «Щелкунчика») артисты вспоминают детство искусства танца – то есть классический балет. Воспоминания довольно горячи. (Меж тем: слова «Magifique» нет во французском языке, Тьерри Маланден его придумал, соединив «Magique» («волшебство») и «Manifique» («великолепие»)).

 

Ханс ван Манен

«Три гносьенны». 27 апреля.

Легенда. 81 год, один из создателей голландского балета и один из очень немногих современных хореографов, которых уважает Ульяна Лопаткина. Темперамент есть, но спрятан довольно глубоко; на поверхности – синий лед немыслимой красоты, сложение из танцовщиков слова «вечность». Никаких сюжетов – чистая графика; сидеть и медитировать. В 2005 году ван Манен получил «Benois de la danse» («балетного Оскара») за «вклад в искусство» - и невозмутимо продолжал ставить дальше; в 2013-м он этого самого «Бенуа» получил за очередную постановку (один из коллег-номинантов был младше его на 60 лет). На «Dance open» везут самую свежую премьеру ван Манена – «Dances with Harp» на музыку Вила-Лобоса, Баха и Фредерика Момпу в Амстердаме впервые станцевали 16 апреля. Также в программе – «Вариации для двух пар» на музыку Бриттена, Пьяццолы, Раутаваара и Тикмайера, что и были награждены «Бенуа», «Три гносьенны» (что любит танцевать Лопаткина – а теперь мы можем увидеть эту одноактовку в оригинальном варианте) и «Кордебалет», в котором скрытый темперамент ван Манена выходит наружу, а Национальный балет Нидерландов хвастается роскошным мужским кордебалетом.

 

Уэйн Макгрегор

На репетиции «Raven girl». 28 апреля, Гала Dance Open.

Этот англичанин, развинчивающий человеческий движения и собирающий их заново, уже хорошо знаком Петербургу – недавно премьера его «Инфры» состоялась в Мариинском театре. На гала-концерте можно будет увидеть фрагмент из его «Raven girl» - мрачной сказки, поставленной в английском Королевском балете на музыку Габриэля Яреда (что сочинял саундтреки к многим фильмам, в том числе «Английскому пациенту» и «Талантливому мистеру Рипли»). Часть истории про девушку, что родилась с крыльями, потому что папа ее был почтальоном, а мама вороном (не вороной – это, как известно, разные виды; ворон по-английски raven, а ворона – crow), исполнят артисты английского Королевского балета.

 

Василий Медведев

«Эсмеральда» в Большом Театре. 28 апреля, Гала Dance Open.

Худрук фестиваля Dance open – знаменитый хореограф-реконструктор, достающий старинные балеты из праха веков. Он работал в Таллине, Праге, Брно, Сараево, Баку, Берлине, Перми и многих других театрах; среди самых ярких его постановок – воскрешенная в Большом театре вместе с Юрием Бурлакой «Эсмеральда» и «Щелкунчик» в Берлинском балете. Восстанавливаемый специально для фестиваля фрагмент балета Мариуса Петипа «Синяя борода» на гала станцуют артисты Большого театра.

 

Хосе Мартинес

28 апреля, Гала Dance Open.

Редкий случай в этой компании – практически дебютант, мирового имени в хореографии еще нет. Зато есть мировое имя танцовщика – совсем недавно оставивший сцену Парижской оперы Мартинес был одной из самых ярких французских звезд. Теперь, когда испанское правительство выдало соотечественнику под начало труппу национального театра танца (ту, которой до того руководил Начо Дуато) и напутствовало – мол, сделай лучше, чем было, балетные люди всего мира смотрят на Мартинеса с особенным любопытством: как выкрутится? И, между прочим, получается неплохо. А на гала его «Delibes Suite» будут танцевать голландские прима и премьер - Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг (на записи ту же «Сюиту Делиба» амстердамский принц исполняет с примой Токио балет Мидзука Уэно).

 

Джон Ноймайер

Новая полька-пиццикато. 28 апреля, Гала Dance Open.

Худрук Гамбургского балета, один из великих хореографов ХХ века, философ-неоклассик, в этом концерте будет представлен милой хохмой, сделанной им для новогоднего концерта – «Новой полькой-пиццикато»; но тут можно не только улыбнуться шутке гения, но и оценить блестящий ансамбль, собранный им в Гамбурге: каждый солист – сокровище.

 

Асаф Мессерер

28 апреля, Гала Dance Open.

Единственный из авторов концерта, кто будет наблюдать его с облаков, а не из партера – Асаф Мессерер появился на свет 110 лет назад. С его именем связан взрыв виртуозности в советском балете 30-х и более поздних годов – он не только сам мог сотворять фантастические трюки, но и сумел научить многих других танцовщиков, прославившись как педагог (это семейное, главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер – его племянник). А в хореографии «Мелодии» на музыку Глюка он сам трюк – усилие мужчины, что носит женщину – постарался скрыть; собственно, именно в этом трюк и состоит – в абсолютной как бы безусильности, с которой балерина парит в руках партнера. На гала этот номер будут танцевать дрезденские солисты Сара Мишель Муравски и Милан Мадар; на старой записи же прима и премьер советского Большого театра - Марина Кондратьева и Марис Лиепа.

Александринский театр, 23-28 апреля.