В Москве проходит десятый Международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2014».

«Диана Арбус: Портфолио». Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля.

2014_04_14_Arbus Biennale

«Я всегда считала фотографию развратным занятием — это было для меня одной из самых привлекательных ее сторон», - говорила Арбус. Фотографировать ей было интересно только тех, кто выглядит странно: трансвеститов и фриков на улицах Нью-Йорка, нудистов на пляжах Пенсильвании, постояльцев психиатрической клиники, где она сделала часть своих последних кадров, - этот список можно долго продолжать. Арбус стремилась распознать изъян даже в образах самых стандартных персонажей, но в ее фотографиях нет места насмешке или умилению. Такой способ видеть — отстраненный, внимательный, беспристрастно констатирующий «другое» — ликвидировал разницу между патологией и нормой, уравнял обыкновенное и исключительное.

В истории фотографии есть ряд авторов, чье значение определено в равной степени и качеством, и количеством созданных ими произведений. Мало кто способен на протяжении всей жизни с упорством заядлого филателиста коллекционировать однородные образы, которые в итоге складываются в серию, поражающую своим масштабом. Таким был, например, Август Зандер с его амбициозным проектом группового портрета немецкого народа. Или Бернд и Хилла Бехеры — их имена прочно связаны с фотографией индустриальной архитектуры, главной и единственной темой авторов с начала 1960-х годов.

В случае с Арбус портретная галерея всевозможных отступлений от нормы, всегда заключенных в формат квадратного черно-белого кадра, действует безусловно именно в момент осознания ее безграничности. В Мультимедиа Арт Музее впервые в России показывают «Портфолио» Арбус — несколько самых главных изображений, отобранных автором из тысяч негативов в 1970-м, за год до самоубийства. Это «впервые», к сожалению, является главным достоинством выставки. Десяток фотографий, размещенных в галерее одного из верхних этажей музея, не даст случайному зрителю адекватного представления ни о творчестве Арбус, ни о ее месте в современном искусстве. А людям, знакомым с историей вопроса, не откроют нового — все работы слишком хорошо известны. Как бы то ни было, имя Дианы Арбус по сей день остается едва ли не самым обсуждаемым в профессиональной среде, и ее выставка — пусть такая скромная — стала событием, которое нельзя считать проходным.

 

«Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982-2013 годов». Манеж, до 9 мая.

 

2014_04_14_Ballen Biennale Take off 2012

Тему искусства как испытания зрителя на твердость продолжает ретроспектива Роджера Баллена — автора нашумевшего видео на песню «I Fink U Freeky» группы «Die Antwoord». Баллен родился в Нью-Йорке, но уже более тридцати лет живет в Йоханнесбурге. Героев для своей «кунсткамеры» он находит в маргинальных слоях южноафриканского общества. Если в ранних произведениях Баллена очевидна связь с документальным жанром, то работы 1990-х он сам называет «документальным вымыслом». Со временем его модели объединились в своеобразную труппу актеров, с которой Баллен сотрудничал на протяжении многих лет, превращая пространство фотографии в сцену для завораживающих психодрам. В последних сериях граница между реальностью и вымыслом стирается окончательно, а человек почти вытесняется обитателями животного мира и леденящими кровь декорациями из граффити и диковинных объектов.

Два года назад «Страну теней» Роджера Баллена показывали в петербургском РОСФОТО. Выставка в Манеже стала расширенной версией этого проекта, дополненной работами из серии «Птичий приют» (Asylum of the birds). Небольшой одноименный фильм отлично иллюстрирует творческий метод фотографа и как нельзя лучше передает специфическую атмосферу его произведений.

 

«Гордон Паркс: Американская история». Новый Манеж, до 20 апреля.

 

2014_04_14_Parks Biennale

Гордон Паркс родился в 1912 году в афроамериканской семье в маленьком городке посреди канзасских прерий. Форд-Скотт был очагом фанатизма и нетерпимости, где дискриминация покоилась на прочном фундаменте повсеместной сегрегации — в начальных школах, кинотеатрах, церквях и даже на кладбищах. После смерти матери, когда Парксу было 16, он зарабатывал на жизнь, играя на пианино в борделе и подрабатывая помощником официанта.

В 1941-м Паркс, талантливый фотограф-самоучка, случайно знакомится с Роем Страйкером — главой фотографического проекта Администрации по защите фермерских хозяйств. Проект касался исключительно «групп с низкими доходами» и по сути был пропагандистским — его задачей было привлечение внимания к людям, обделенным жизнью. Работа в АЗФХ стала для Паркса ключевым моментом профессионального роста: «Я чувствовал обязанность с помощью своей камеры пролить свет на все, что мешает развитию и калечит души тех, кто пойман в пагубные силки бедности... для меня они, - говорил фотограф, - как призраки моего собственного прошлого». Талант Паркса вскоре был признан журналом «Life» — лучшим новостным еженедельником Америки того времени, с которым фотограф сотрудничал на протяжении 20 лет.

На выставке в «Новом Манеже», кроме многочисленных документальных серий Паркса о трудностях жизни афроамериканцев, представлено немало «звездных» историй: героями фотографа в разное время становились персонажи из мира моды и общественные деятели, чьи имена неразрывно связаны с радикальными изменениями, происходившими в современном мире. Выставка Гордона Паркса стала реальной возможностью ненадолго перенестись в Америку 1950-70-х годов — пусть фотобеллетристика объясняет меньше, чем многие рассказы и романы, но действует она сильнее, поскольку обладает неоспоримой авторитетностью документа.

 

«Эрвин Блюменфельд (1897-1969). Фотографии, рисунки, фотомонтаж». Мультимедиа Арт Музей, до 11 мая.

 

2014_04_14_Blemenfeld

В 1937 году Сесил Битон, впервые увидев фотографии Блюменфельда, писал о нем так: «Его заслуга как художника заключается в неспособности к компромиссу. Я хотел бы, чтобы он сотрудничал с «Vogue», но качество его работ не соответствует журналу: они слишком серьезные, слишком провокационные — они намного лучше моды». Год спустя Блюменфельд уже работал в «Harper’s Bazaar», а в 1939-м сделал для французского «Vogue» один из самых известных своих снимков — с Лизой Фонсагривс на вершине Эйфелевой башни.

Блюменфельда по праву считают одним из основоположников современной fashion-фотографии, но круг его интересов был намного шире. Лабораторные опыты с мультиэкспозицей и соляризацией, сложные эксперименты с цветной и черно-белой печатью на протяжении всей жизни оставались его главной страстью. На выставке в ММАМ представлен ставший знаковым фотомонтаж — изображение черепа, совмещенное с портретом лидера национал-социалистов. Эта работа использовалась союзными войсками для пропаганды — сотни тысяч листовок с «Гитлером» Блюменфельда были сброшены на территорию Германии американскими ВВС.

Ретроспективу фотографа можно назвать самой продуманной и содержательной из всех выставок, открытых сегодня в ММАМ. Экспозиция включает около трех сотен произведений, созданных с 1910 по 1960 год: документы, рисунки, коллажи, фотомонтажи и фотографии, а также рекламные фильмы, выполненные по заказу американского универмага Dayton.

 

«Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930-е — 1970-е». Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля.

 

2014_04_14_London Biennale

Одной из официальных тем X Международного месяца фотографии в Москве стала Англия. «Другой Лондон» — выставка фотографий из коллекции Тейт, центральное событие биеннале. Представлено зашкаливающее число звездных имен: Анри-Картье Брессон, Эллиотт Эрвитт, Жак-Анри Лартиг, Роберт Франк, Брюс Девидсон, Ирвин Пенн, Марк Рибу, Эрнст Хаас, и многие другие. Кураторы выстроили экспозицию по хронологическому принципу — от 1930-х к 1970-м годам, что внесло существенную путаницу в восприятие проекта в целом. Во-первых, лавирование между стендами в поиске следующего пункта программы становится утомительной работой. Во-вторых, здесь собраны по-настоящему яркие авторы, чьи фотографии говорят о Лондоне гораздо меньше, чем о самих себе. Некоторые, совпадая по времени, слишком спорят друг с другом в визуальном плане — что легко было бы исправить, просто разведя их в пространстве зала. Гуляя по «Другому Лондону», стоит отключиться от географии и хронологических аспектов и сосредоточиться на получении удовольствия от непосредственного общения с прекрасным.

 

«Ширин Нешат: Не спрашивай, куда ушла любовь». Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля.

 

2014_04_14_Shirin Neshat

Одним их хедлайнеров биеннале стала знаменитая Ширин Нешат. Художница иранского происхождения, фотограф, кинорежиссер, борец за права мусульманских женщин, она уже 30 лет живет и работает в Нью-Йорке. В Москву Нешат привезла небольшую фотографическую серию с лиричным названием «Не спрашивай, куда ушла любовь». Крупноформатные черно-белые портреты итальянских уличных актеров были созданы специально для неапольской подземки, и едва ли способны «прозвучать» в полную силу в стенах музея. Впрочем, главный посыл, озвученный Ширин на встрече со зрителями, читается легко: этот проект — об эмоциональности и природной экстравертности итальянцев. Помимо фотографий Нешат, в ММАМ ежедневно демонстрируются ее видеоработы — в том числе фильм «Женщины без мужчин», который принес художнице «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском МКФ.

 

Группа «ЕлиКука». «Пропаганда фотографирования». Московский музей современного искусства, до 20 апреля.

 

2014_04_14_EliKuka

4 этажа ММСИ на Ермолаевском заняли концептуальные проекты молодых авторов из параллельной программы биеннале. Открывает их «Пропаганда фотографирования» - настоящий рай для instagram-зависимых. По залам этой выставки-аттракциона рассыпаны разнокалиберные пространственные объекты, призванные воздействовать на низменные зрительские инстинкты. Прибитая к стене огромного размера объемная "пятая точка", левитирующая кровать и залитая «кровью» душевая кабинка будоражат фантазию и приглашают к активному диалогу — ко всему можно прикоснуться, со всем можно сфотографироваться. Собственно, перформативный слой выставки и заявлен как основной. Зритель становится соавтором художников, а конечным результатом проекта — сделанные посетителями фотоснимки, идеальной выставочной площадкой для которых станут, по задумке куратора, социальные сети интернета.

Информацию обо всех событиях Х Международного месяца фотографии в Москве можно узнать здесь