«Правосудие» (Justified). Создатель: Грэм Йост. В ролях: Тимоти Олифант, Ник Сирси, Джоэль Картер, Джейкоб Питтс, Эрика Тейзел, Натали Зиа, Уолтон Гоггинс. С 2010 года.

justified-wrong-roads

Закончился пятый сезон сериала «Правосудие» – с явным указанием на то, что следующий будет последним. Чем так хорошо шоу о похождениях бравого федерального маршала Рэйлана Гивенса, что мало кто из фанатов встретил известие с радостью?

Сюжет этого современного вестерна  разворачивается в родных местах маршала  Гивенса – округе Харлан, штат Кентукки, куда героя перевели вследствие инцидента в Майами (прежнее рабочее место), во время которого  Рэйлан застрелил человека. Застрелил согласно собственному кодексу правосудия, несколько не соответствующему законам США, за что руководство, после недолгого разбирательства, и отправило Гивенса туда, где ему самое место: в Харлан, поскольку в Харлане существует повсеместный обычай решать проблемы таким незамысловатым способом.  Рэйлана ждут:  школьная любовь, прямо на собственной кухне застрелившая мужа из винтовки,  бывший друг и коллега, набивший свастики по всему телу и переквалифицировавшийся из лидеров нацистской группировки в гуру религиозной секты, отец героя – завзятый негодяй и преступник-рецидивист, друзья детства, которые под руководством своей наркобаронессы-матери опутали Харлан преступной сетью, обаятельные коллеги – короли мрачного юмора, и множество других примечательных личностей. Несмотря на вполне объяснимое недовольство назначением, Рэйлан Гивенс легко осваивается среди людей, с которыми он вырос, и быстро включается в контекст, продолжая на ура совершенствовать навыки владения огнестрельным оружием.

Сериал основан на рассказе «Огонь в норе» американского писателя Элмора Леонарда, известного мастера юмористического криминального жанра: по его другим произведениям поставили, например, «Джеки Браун» или «Достать коротышку». Самое ценное в «Правосудии» вовсе не обязательные жанровые перестрелки, а впечатляющие актеры, яркие типажи, витиеватые диалоги (все без исключения герои, даже эпизодические, невероятно остры на язык), тягучий южный акцент и хитрый сюжет. Каждый сезон в многострадальном  Харлане происходит какая-нибудь история, разобраться с которой маршалу удается только к 13-ой серии, и часто не без личных потерь, но всегда эффектно – так, что от звуков финальной песни ком встает в горле. Актеру Тимоти Олифанту (Гивенс), впрочем, не приходится здесь делать почти ничего нового: Харлан – это практически тот же Дедвуд (в одноименном сериале о беззакониях в южном городишке XIX века Олифант исполнил одну из главных ролей), только с сотовыми телефонами, более чистыми улицами и хоть каким-то подобием закона. Персонажи «Правосудия», будь то главный антагонист маршала Бойд Краудер с его выспренней речью или дурачок Дьюи Кроу, в любых преступных начинаниях неудачливый настолько, что поневоле вызывает сочувствие, эффектная женщина Эйва Краудер, которая любого может заткнуть за пояс, немногословный начальник Гивенса Арт Маллен, да хоть безымянные проститутки из местного борделя  – все они скорее напоминают посетителей салуна, чем наших современников. Однако, что примечательно, создателям сериала каким-то образом удалось достичь этого эффекта без налета ретро, и шоу выглядит не менее современным, чем какой-нибудь «Карточный домик». Все это превращает «Правосудие» в чистое, незамутненное удовольствие: пусть к остроумным диалогам и сексуальному маршалу Гивенсу прилагаются мачизм и устаревшие кодексы чести; хоть и залитый кровью, и засыпанный наркотиками, мирок сериала настолько обособленный и уютный, что во время просмотра возникает ощущение, будто играешь в конструктор Lego. Как поется в завершающей каждый сезон песне: You’ll never leave Harlan alive. Ну и славно. И пусть весь мир подождет.