«Глория» (Gloria). Режиссер: Себастьян Лелио. В ролях: Паулина Гарсия, Серхио Эрнандес, Диего Фонтесилья, Фабиола Самора, Лус Хименес, Алехандро Гоик, Лилиана Гарсия, Кока Гвассини, Уго Морага, Кристиан Карвахаль, Тито Бустаманте. Чили, Испания, 2013.

A139_C002_0101OM.0001872F

Глория — самая обаятельная и привлекательная разведенная женщина. Дети давно выросли, в гости заходит лишь похожий на крысу кот и уборщица с рассказами о том, как из ноздрей льва исторгаются мыши. Глории скоро шестьдесят, и приступы одиночества, объединившись с буйным соседом, не дают спать по ночам. Но она не привыкла унывать: по утрам поет песни любви в машине, вечерами занята поисками второй половины в танц-клубах. Однажды она встречает экс-моряка Рудольфо, галантного мужчину своей мечты. У них прекрасный секс (и бандаж на животе возлюбленного лишь разжигает страсть), он посвящает ей стихи и водит в рестораны, она летает во сне и наяву — никогда не стоит забывать про экстремальные аттракционы. И только звонки постоянно что-то требующих дочек Рудольфо слегка сбивают любовь с намеченного ритма.

Фильм чилийца Себастьяна Лелио уже получил "Серебряного медведя" в номинации «Лучшая женская роль» и миллион восторженных отзывов по всему миру. В 2013 году «Глория» удивительным образом оказалась в одной конкурсной программе с « Раем. Надеждой» Ульриха Зайдля. За два года до этого Зайдль ошарашил зрителя первой частью трилогии «Рая», безапелляционным высказыванием на тему любви для стареющих женщин. У Зайдля свой взгляд на романтику: трясущиеся складки и целлюлит выехавших на курорт глуповатых разнузданных теток диссонируют с молодыми телами их молодых кенийских возлюбленных. Пока тетки способны щедро платить, кенийские юноши сколь угодно готовы изображать чувственность. Вывод прост: чем старше становится одинокая женщина, тем больше ей стоит подкопить, дабы словить хотя бы иллюзорный миг обожания. Себастьян Лелио и его актриса Паулина Гарсия видят отношения в ином ракурсе. Не столь важно, сколько тебе исполняется, жизнь ставит подножки в любом возрасте. По сути случившаяся с Глорией история банальна до безумия: кто из «девочек» не сталкивался с «коварным обольстителем», не прощал обманщика, не пытался верить вновь, а затем мстить жалкому псевдогерою? Кто не напивался вдрызг, чтобы очнуться посреди пляжа без туфель; не курил косячок дома на диване; не бросал назойливый телефон в суп ко всем чертям — тот, как сказал бы Г. Остер, лихим парашютистом не считается пока.

«Gloria»

Несмотря на все признаки грядущей смерти в одиночку, каковых в фильме немало (это и ненароком звучащее, равно как и в «Смерти в Венеции», Адажиетто из пятой симфонии Малера; и прыгающий под звонкую музыку скелетик на шарнирах; и конкретный диагноз врача о глаукоме), Глория полна жизни как никто другой. Она в первую очередь женщина, от которой невозможно отвести глаз в силу реалистичности происходящего. Это вовсе не героиня Мерил Стрип из какой-нибудь обнадеживающей мелодрамы «Весенние надежды» или милой комедии «Джули и Джулия». Паулину Гарсию уже успели сравнить с Мерил Стрип — и тут все верно, если речь идет об актерском мастерстве. Но счастье женщины, как ни крути, не только у плиты, в кабинете психиатра или детях-внуках. Именно такой образ успела внедрить немолодая Мерил Стрип, когда речь шла о том, чем заняться тетеньке на пенсии.

Себастьян Лелио идет другим путем. Расстреляв врага из пейнтбольного ружья, Глория хохочет над ним, над собой, над ситуацией. Ее громоздкие очки не мешают ей нравиться мужчинам, чувство юмора спасает от отчаяния, здравомыслие подсказывает: ты имеешь право на ошибку. Даже если скоро будешь видеть совсем-совсем плохо.