На Новой сцене Александринского театра при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга 25 и 26 апреля 2014 года пройдут ежегодные состязания композиторов — «Пифийские Игры».

pif-games-lednev

Это юбилейный — десятый по счету фестиваль, организуемый фондом Про Арте на базе различных городских институций. Сперва это был Мраморный дворец, затем Малый зал Филармонии, учебный театр «На Моховой», и длительное сотрудничество с музеем связи им. Попова. Всего за время существования игр было создано 83 новых сочинения, проекте приняли участие 49 композиторов.

Нынешние претензии Новой сцены Александринки на тотальный дисциплинарный захват сферы Петербургского (и не только) искусства как нельзя лучше сочетаются с внутренними претензиями современной индустрии академической музыки на внутрицеховый захват идей и практик авангарда. Если пробовать разобраться в тщательно скрываемых, но при этом явных и важных для огласки знаков, в конкретном случае можно с легкостью наткнуться не просто на характерные для нынешней действительности симптомы, а на их замысловатые коллаборации.

Название проекта отсылает к древнегреческому агону, одному из важнейших мероприятий античного мира, проходившему раз в четыре года в Дельфах. Грандиозное действие проводилось от шести до восьми дней, четыре из которых, согласно сохранившимся описаниям Аристотеля, занимало пиршество после праздничного жертвоприношения. Жителей Эллады «гарантированно доставляли в безопасности» к месту проведения игр за счет устанавливаемого на время «священного мира» (запрета на военные действия по всей Элладе), нарушение которого каралось крупным штрафом.

P1015103

Основная черта сегодняшних состязаний, идущая первой строкой в описании концепции — «все сочинения пишутся для eNsemble и Пифийских игр». Ансамбль фонда Про Арте в ситуации исполнительского кризиса в Петербурге уверенно становится монополистом в сфере современной академической музыки, ориентированной на широкую публику. С другой стороны, не совсем ясно, что тут первично — отсутствие разных сообществ, занимающихся музыкальной деятельностью, или колониально-корпоративная тактика оккупации среды большими институциями (которыми являются действующие лица в нашем случае). Используя кризисное положение дел, масштабная работа ансамбля (как и Фонда) в любом случае записывается в заслуги — «лучше хоть что-то, чем ничего».

Второй пункт концепции — анонимность исполнения произведений. При этом публике предоставлен список авторов, участвующих с произведениями в концерте. Таким образом зритель, если он хоть немного осведомлен о творчестве современных композиторов (а на Пифийских играх представлены достаточно известные и активные единицы), получает небольшой интерактив, возможность отгадать творца по ауре произведения. С другой стороны, использование этой древнегреческой традиции в современной России становится ироничным отображением нашей действительности. Институт Про Арте на протяжении всей своей деятельности прививает неискушенной, неосведомленной об инновациях в искусстве публике лошадиные дозы contemporary art. Но в самом подходе этой деятельности заложена легкая ирония над общей ситуацией необходимости «просвещения» населения — дать послушать современных композиторов, вовлекая публику, которая общим голосованием определяет победителя. Это последняя строчка в описании концепции игр.

20080426-DSC_7912

Ежегодный фестиваль фонда Про Арте состоит из двух концертов, каждый из которых призван раскрыть определенную тему, предложенную музыкантам. На протяжении предыдущих лет (начиная с 2002 года) эти темы менялись, но в основном они представляют собой разнообразные заигрывания с авангардной тематикой — здесь и «Война с поэзией / музыка на заумные стихи», и «старые оперы на новый лад» и «футурологический конгресс». В этом году темой первого концерта задано «Интересное кино. eNsemble озвучивает», петербургским композиторам-участникам (Сергей Хисматов, Дмитрий Тимофеев, Настасья Хрущева, Юрий Акбалькан, Светлана Лаврова) предложили отрефлексировать взаимодействие саундтрека и видео-арта. Вторая тема — «Пролеткульт. eNsemble-1920»: здесь московским композиторам (Кирилл Широков, Александр Хубеев, Марина Полеухина, Алексей Сысоев, Арман Гущян) предлагают соотнести 2010-е годы с эпохой музыкальных инноваций 1920-х. Подобный подбор тем так или иначе отражает актуальные вопросы, касающиеся взаимодействия различных жанров искусства с новыми техническими медиа-инновациями, а проведение фестиваля на Новой сцене Александринки как нельзя лучше отражает самые «модные» тренды в петербургском искусстве, пытающемся занять стойкие позиции в городском пространстве.

Оригинальные древнегреческие Пифийские игры проводились в честь Аполлона — покровителя искусств. В течение этого общегреческого всенародного фестиваля помимо четырехдневного пиршества публике предлагали наблюдать театральные постановки, соревнования композиторов и даже публичные споры философов. То, что среди современного упадка рефлексии в областях искусства и  отсутствия достаточного количества общих площадок для этих целей можно делать — это семиотически напоминать о моделях искусства, успешно существовавших ранее, предоставляя отдельным композиторам пространство высказывания, а публике — репрезентацию узких секторов современного искусства. А заодно и откровенно демонстрировать авангардным инициативам, располагающимся в тени, необходимость сопротивления этой ситуации и изобретения способов своего проявления.

I95A5770

Справки о проекте: +7 (812) 2330040

www.proarte.ru, www.alexandrinsky.ru