Дэймон Албарн, лидер Blur, Gorillaz, The Good, the Bad & the Queen и идеолог еще многих проектов, выпустил свой первый сольный альбом «Everyday Robots». В марте Албарну исполнилось 46 лет, значительную часть свою жизни он посвятил сочинению новой музыки и новую работу называет автобиографичной. ART1 прогулялся по местам его боевой славы и покопался в артефактах.

Дэймон Албарн - соло в три четверти.

 

ЛЕЙТОНСТОУН

Часть Восточного Лондона, где Дэймон Албарн провел детство. Его мать работала декоратором сцены в театре, а отец преподавал в колледже искусство и дизайн и сам проектировал мебель. На диване, он, впрочем, не засиживался и даже успел поработать  тур-менеджером прогрок-группы Soft Machine. В «Everyday Robots» есть песня «Heavy Seas of Love», в которой поет хор «пятидесятников» Лейтонстоуна. Албарн приезжал к их церкви на велосипеде и слушал, но не мог придумать повод, чтобы зайти. А трек «Hollow Ponds», в частности, рассказывает о засушливом лете 1976 года, когда автору было всего 8 лет. В феврале 2014-го на BBC 2 вышла передача «The Culture Show», в котором Албарн бродит по родным местам и делится впечатлениями.

 

УЭСТВЕЙ

Трасса, рядом с которой находится студия Албарна «13». Здесь был записан одноименный альбом Blur, да и в целом заметно, что сам артист и группа с любовью относятся к локальной географии. В сингле 1993-го года «For Tomorrow» поется: «Лондон так красив в твоих безупречных рифмах, но все мы здесь потерялись на Уэствей». В «Fool's Day»  2003-го Албарн рассказывает, как отводит ребенка в школу, а потом на велосипеде гонит на работу по Лэдброк-Гроув. И, конечно, самый последний сингл Blur «Under the Westway»  прямо говорит о трассе, «где я смотрю на комет одинокие следы».

 

BLUR И БРИТ-ПОП

Группа Blur, в которой Албарн продолжает играть уже третий десяток лет, начинала с подражания манчестерской волне и шугейзингу. Не сказать, что альбом «Leisure» 1991-го года плох, но ничего сверхнового группа здесь не заявляла, и закономерно оказалась в компании молодежи, запрыгивающей на уходящий поезд. Однако уже второй альбом «Modern Life is Rubbish» стал плодом из садика традиционных английских ценностей, снова входивших в в моду.  В текстах говорилось о лондонской безнадеге, загородной тоске, разбитном отдыхе британской молодежи — с приветами The Kinks, The Jam и XTC, а также британской разновидности мюзик-холла. Альбомы «Parklife» и «Great Escape», выпущенные в 1994-м и 1995-м, попали в сокровищницу брит-попа, тогда же Объединенное Королевство устроило новое вторжение на американский рынок. Пресса втянула группу в гонку с Oasis, и лидер «конкурентов» по демонстрации британского флага Ноэл Гэллахер пожелал Албарну умереть от СПИДа. Зато, по новейшим слухам, повзрослевшие и охолонувшие от медных труб артисты, возможно, даже вместе что-нибудь запишут. В конце 90-х Blur двинулись дальше, всерьез заинтересовавшись шумной и неконтролируемой американской инди-музыкой и создав два экспериментальных по прежним меркам альбома — «Blur» и «13». Последний для многих-  самый лучший: длинные импровизационные опусы о несчастной любви, скроенные продюсером Уильямом Орбитом в психоделические полотна. Выступая сольно, Албарн недавно неожиданно исполнил би-сайд Blur «All Your Life».

 

 

GORILLAZ И ХИП-ХОП

Проект с художником Джейми Хьюлеттом, мультяшный квартет, не только поющий песни, но и проживающий захватывающие истории в клипах, книгах и на сайтах, завоевал и взрослую аудиторию, и подростковую. Из студийного проекта Gorillaz перерос в агрегатор самых разнообразных артистов — от Нины Черри и Лу Рида до Снуп Догга. Именно здесь Албарн начал всерьез исследовать территорию хип-хопа. Безусловно, в теме он разбирается и даже дочь назвал в честь Мисси Эллиотт. Впрочем, к работе над Gorillaz он всегда привлекал профессионалов. Первый релиз мультяшной команды, сингл «Clint Eastwood», собирался силами хип-хоп-продюсера Dan the Automator и рэпера Del the Funky Homosapien. На альбом «Demon Days» был приглашен продюсер Danger Mouse. Сам Албарн, кстати, не читает, а отдает эту работу коллегам. Одно из исключений — трек «Feel Good Inc.», где Албарн начинает, а De La Soul подхватывают.

Музыкально Gorillaz зачастую явно ближе к увлечениям юности музыканта, нежели к работам Blur — он здесь пробует электрофанк, электропоп и соул. Зачастую основа трека — это наброски с помощью синтезаторов и драм-машин, хотя, в конечном итоге, в песнях появляются струнные, гитары и даже китайские цимбалы янцинь. На многие треки сделаны даб-ремиксы. Возможно, самый главный гость группы это Бобби Уомак — гениальный ритм-энд-блюзовый певец, вытащенный Албарном из 20-летнего провала в карьере. Впоследствии они вместе работали над сольным альбомом Уомака «The Bravest Man in the Universe». Сейчас Gorillaz держат паузу — из виртуального проект превратился во вполне себе оффлайновый, а старому коллеге Джейми Хьюлетту стало нелегко находить место в рабочем расписании Албарна.

 

 

ТЕАТР

Две последние работы, которые, с некоторыми оговорками, можно назвать сольными, Албарн сделал на театральной сцене. «Monkey: Journey to the West» — мюзикловая адаптация романа китайского писателя XVI века У Чэнъэня «Путешествие на Запад». В нем играет китайский национальный оркестр, а также менее распространенные или откровенно странные шумелки-дуделки, типа пилы и клаксофона — инструмента, собранный из дюжины автомобильных клаксонов. Скрипучая китайщина слышна и в заглавном сингле нового сольника. «Dr Dee: An English Opera» — наоборот, возвращение на родину. Негромкая и прочувствованная опера посвящена Джону Ди, английскому ученому и медику эпохи Елизаветы Первой. Новые песни Албарна, типа «Hostiles» и «Hollow Ponds», вполне вписались бы в канву аналогичных проектов.

 

ВОСТОК

Вкус к музыке стран Востока Албарн получил еще в детстве во время каникул в Турции, и впоследствии география только расширялась. В 2002-м Blur выпустили анонимный сингл «Don't Bomb When You're the Bomb», проявив озабоченность раскручивавшимся иракским конфликтом. Во время работы над диском Gorillaz «Plastic Beach» Сирийский Национальный Оркестр сыграл в треке «Whirlwind». Песня, правда, в диск не попала, но позже была представлена Албарном на радио и распространилась в интернете. В прошлом году Blur в ходе тура на неделю задержались в Гонконге и попытались записать новые треки — говорят, там просто пока не срослось с концепцией. В конце 2013 года сам Албарн ездил в Северную Корею. Теперь обещает что-то сотворить на основе путешествия.

 

 

АФРИКА

Самое очевидно влияние на музыку Албарна в последние годы это песни жарких стран. В детстве его семья слушала много африканской музыки. В Марокко Blur занимались самым своим «песочным» альбомом «Think Tank» — в нем звучат дарбука, рабаб, уд и канун. Отправившись в Северную Африку учиться играть, как ни странно, на мелодике, Албарн сидел за ревущими оркестрами и пытался попасть в ноты. В результате появилось сразу несколько курируемых им проектов. В «Mali Music» он записался с местными музыкантами, а потом дополнил аранжировки домашними экспериментами.  Для «Kinshasa One Two» набрал в Конго полсотни локальных талантов и вывез для работы с ними Dan the Automator и Ричарда Рассела. Был еще альбом «Maison des Jeunes» — Албарн, Ник Зиннер из Yeah Yeah Yeahs, Олугбенга Аделекан из Metronomy и рэпер Ghostpoet затусили в малийском хостеле с молодежью, и результаты не заставили себя ждать.

Знакомство с изобретателем афробита Тони Алленом отозвалось сразу двумя группами. C басистом The Clash Полом Саймононом и гитаристом Verve Саймоном Тонгом  сложились The Good, the Bad & the Queen — оказалось, что даб и афробит вполне можно подружить с диккенсовским сплином. Когда к Аллену и Албарну присоединился Фли из Red Hot Chili Peppers, получилось задорное трио Rocket Juice & the Moon.  А на новом диске «Everyday Robots» есть трек «Mr. Tembo», который хоть сейчас можно ставить в саундтрек к мультфильму «Король Лев».

 

 

ЛОУ-ФАЙ

По сути, Албарн способен сочинять музыку в любом месте и  с любым набором инструментов. В 2003-м, когда Blur ездили в тур в поддержку альбома «Think Tank», он накрутил условных песен в отеле с помощью подручных драм-машин, синтезаторов и расчесок. Непричесанная музыка вышла в виде двойного винилового EP «Democrazy» на лейбле Honest Jon's, в работе которого Албарн принимает активное участие. Еще один трек, «I Need a Gun», позже превратился в «Dirty Harry» Gorillaz. Когда технологии улучшились, пластинку тех же Gorillaz «The Fall» музыкант собрал с помощью разнообразных приложений на айпаде. И к этим песням термин лоу-фай применить уже сложнее — просто удалось обойтись без студий. Фундамент нового диска также был сложен буквально в четыре руки. Ричард Рассел, глава XL Recordings, отвечал за биты и сэмплы и отбирал из десятков песен лучшие, а Албарн играл на гитаре и клавишах. Домашние посиделки отозвались музыкой, которая, в целом и звучит очень уютно и камерно. Однако, качество — на уровне.

 

ГОСТИ

Порой кажется, что Албарну просто нравится собирать по любому поводу компании музыкантов-единомышленников. Для «Everyday Robots» также задумывалась группа, но в итоге, было решено сохранить проект в сольном формате. Впрочем, на студию заглянул Брайан Ино и спел в «Heavy Seas of Love», а давняя поклонница трудов Албарна Наташа Хан (a.k.a Bat for Lashes) присоединилась на «The Selfish Giant». В итоге, для грядущего тура все же был собран коллектив The Heavy Seas. На клавишах здесь, к примеру, играет давний концертный соратник Майк Смит, а барабанщиком стал участник проекта Africa Express по имени Pauli the PSM.