2014 год – юбилейный не только для самого известного в мире англичанина Уильяма Шекспира, но и для его не менее знаменитого соплеменника – Чарли Чаплина. 16 апреля Чаплину исполнилось бы сто двадцать пять. Кроме того, в нынешнем году столетие празднует и самый узнаваемый костюм в истории кино: в короткометражке 1914 года «Детские автомобильные гонки» Чаплин впервые появился на экране в образе маленького бродяги. «По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкий пиджачок, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. <…> Вспомнив, что меня сочли слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики».

Чарли Чаплин в фильме "Детские автомобильные гонки". 1914. Чарли Чаплин в фильме "Детские автомобильные гонки". 1914.

День рождения Чаплина с размахом отмечается во всем мире: конференция в Болонье, выставка «Чаплин в фотографиях» в Хельсинки, показы фильмов в сопровождении симфонического оркестра в Гонконге, Мадриде и Нюрнберге.

У петербургских зрителей есть возможность прикоснуться к тайне жизни и творчества Чаплина в Театре музыкальной комедии: американский режиссер и хореограф Уоррен Карлайл перенес на петербургскую почву бродвейский хит. Мюзикл Кристофера Кёртиса «Чаплин» - качественный байопик, который остроумно прослеживает жизнь и творчество артиста от бедного детства в Лондоне к баснословным гонорарам в Лос-Анджелесе, от первой неудачной женитьбы к судьбоносной встрече с Уной О’Нил, от многочисленных короткометражек к «Великому диктатору» и «Огням рампы», от безвестности к газетной шумихе и пристальному вниманию властей. Действие переносится со сцены на экран и обратно. Разумеется, с музыкой, танцами, великолепными костюмами (в спектакле их задействовано более двух сотен) и известной долей сентиментальности. Но по случаю юбилея под особенно пронзительный номер не грех и всплакнуть. Тем более, что исполнитель главной роли – артист Евгений Зайцев – дивно хорош собой, а в музыкальности не уступает своему герою. (Недаром, он вышел победителем в сложнейшем поединке под названием «кастинг»: на роль Чаплина претендовало два десятка актеров.) Для роли, правда, этого оказалось мало: для того, чтобы добиться полной аутентичности, Евгению пришлось научиться ходить по канату, играть на скрипке и кататься на роликах. В интервью АРТ1 Евгений Зайцев рассказал о специфике работы в мюзикле.

Фото Владимира Постнова. Фото Владимира Постнова.

- Евгений, чему еще роль Чаплина Вас научила?

- У меня был месяц до начала репетиций, и я пересмотрел все его фильмы, прочитал его автобиографию, прочитал дневники его второй жены Литы Грей, книгу Андрея Кукаркина… Я изучал все, что попадалось мне в руки – фотографии, фильмы, видео из его личного архива. Это погружение в материал отразилось и на моей жизни: я научился у Чаплина наблюдательности. Я начал больше внимания уделять человеческой природе, подмечать характеры, иногда подглядываю кое-что и у своих коллег. Чаплина этому научила его мама, которая была потрясающей мимисткой. Когда маленький Чарли болел, она сидела на кровати у окна и описывала людей, которые идут по улице. Чаплин эту восприимчивость впитал: у него всегда был с собой блокнот, в который он записывал свои наблюдения и фантазии, которые появлялись на их основе.

-Мюзиклы играются блоками – по много спектаклей подряд. Сложно ли так существовать артисту, воспитанному в традиции репертуарного театра?

- Поначалу была боязнь, что я «заштампуюсь». Но это – школа жизни, я понял, что каждый раз надо выходить, как в первый раз, чем-то удивлять. Конечно, я не могу менять рисунок роли, но я каждый раз фантазирую, придумываю себе какие-то настройки, ищу новые краски. Я живу на два города – в Москве участвую в мюзикле «Русалочка» (за роль Принца Евгений Зайцев номинирован на премию «Золотая маска». – Ю.К.), в Петербурге – в «Чаплине». Поначалу было сложно привыкнуть к специфике проката мюзиклов, а сейчас мне так даже больше нравится – я могу сам планировать свой график, у меня больше свободного времени для посещения кино и театра.

чаплин спектакль (6) Фото Владимира Постнова.

- В чем своеобразие петербургской версии мюзикла?

- Когда мы начали работать над постановкой, режиссер мне сказал: «Ты посмотри бродвейский спектакль, а потом сразу забудь о нем, потому что у нас все будет по-другому». Наш спектакль не создан по шаблону, хотя композиционно и пластически он и следует бродвейскому оригиналу. Но многие музыкальные номера и мизансцены, не говоря уже о трактовке ролей, переделывались под наших артистов.

-Чем отличается Ваш Чаплин?

- Внутренним миром: в моем персонаже больше противоречий, больше мужского начала. Исполнитель главной роли в бродвейском мюзикле буквально порхает по сцене, каждую минуту излучая положительную энергию, это человек-праздник. Мой Чаплин – более суровый, это человек, которого разрывают страсти, дилеммы. Недаром мой любимый чаплинский фильм – «Месье Верду» - фильм, который существует на грани трагедии и комедии. Вроде бы смешно, а героя меж тем ведут на виселицу. Вроде бы он – убийца, но отравителем он стал, чтобы прокормить семью. Зрители веселятся над забавными моментами, а у героя погибают жена и ребенок. И смешно, и, в то же время, глубоко. Этим и интересно. В спектакле я пытаюсь добиться такого качества своего персонажа.

чаплин спектакль (7) Фото Владимира Постнова.

- Наверное, сказывается Ваш предыдущий актерский опыт?

- Будучи артистом Свердловского театра музыкальной комедии, я сыграл немало неоднозначных персонажей – Чичикова в «Мертвых душах», Шакала в «Кошке», садовника Антонио из «Женитьбы Фигаро». Мне нравится, когда персонаж – на грани между добром и злом. Конечно, во многом твои эмоции направляет музыка, но мой мастер в институте – педагог и режиссер К.С. Стрежнев – учил меня, что мы не должны бояться идти в противовес музыке, иначе будет масло масляное. Поэтому работа артиста – это бесконечный поиск

- В чем специфика жанра мюзикла?

- В мюзикле герой поет, когда он не может не петь: когда у него зашкаливают эмоции. Ведь мы начинаем петь, когда мы влюблены, когда испытываем особенно сильную радость или не менее сильную злость. Музыкальный номер в мюзикле обязательно становится кульминацией эмоций. Поэтому для того, чтобы мюзикл состоялся, должен появиться тандем либреттиста, композитора и режиссера, тогда в музыке появится драматургия, и все будет взаимосвязано. В мюзикле «Чаплин» именно так и было, поэтому спектакль, который охватывает такой огромный пласт жизни гениального человека, получился целостным.

 

Фото Владимира Постнова. Фото Владимира Постнова.

P.S. Специально к юбилею Чарли Чаплина в фойе Театра музыкальной комедии развернута экспозиция, позволяющая заглянуть за кулисы мюзикла. Фотографии Владимира Постнова воспроизводят процесс создания спектакля от первых кастингов до полного визуального перевоплощения артистов в своих прототипов.