Арт-группа PARAZIT «Спасение Венеции». Галерея Марины Гисич, 24 апреля — 25 мая 2014.

«Паразиты» у Гисич?!! Известие о том, что в статусную галерею из коридоров «Борея» перебирается с выставкой группа «Паразит» - этот «цыганский табор» петербургского современного искусства, - у многих вызвало удивление, если не шок.

Выставка «Спасение Венеции» - рука помощи, которую «Северная Венеция» протягивает своему прообразу, отдавая исторический долг. От чего надо спасать Венецию — затопления, или наоборот обмеления, а может от чего-то еще, - участники выставки толком не договорились, но каждый художник предложил свой проект, иногда сопровождая его небольшим текстом. Подобное прожектерство свойственно петербургской природе, и такие затеи уже не раз становились здесь предметом для искусства: когда «Митьки» приносили Ван Гогу свои отрезанные уши, в этом был какой-то трогательный провинциализм. Начало 1990-х годов и знаменитые арт-движения вспомнились не случайно: сейчас «Паразиты» играют на петербургской художественной сцене ту же роль, являясь мощным источником творческого притяжения, каким в свое время были «Новые художники».

Как раз на гордом осознании собственного провинциализма и манифестировании инаковости построена вся деятельность группы. Как и русские авангардисты начала прошлого века, «Паразиты» в массе своей почвенники. Восприятие современного искусства как карго-культа — эта идея, близкая творчеству одного из отцов-основателей группы Владимира Козина, с середины 1980-х породила в отечественном искусстве много ярких явлений.

Другим побудительным мотивом для возникновения группировки было очень распространенное (и тоже типично петербургское) самоощущение художника, которым как бы не интересуются кураторы, критики, галереи, покупатели. Это «лузерство» «Паразиты» возвели в степень, превратили его в стратегию, решив жить на полном самообеспечении, для чего организовали собственную галерею в коридоре всем хорошо знакомого арт-центра «Борей» в подвале на Литейном. С годами такая стратегия начала окупаться и приносить плоды: групповые выставки в Перми и Москве, персональные - Владимира Козина в галерее Гельмана и Юрия Никифорова в музее PERMM. Керим Рагимов, а с недавних пор и Александр Шишкин-Хокусай - художники галереи Гисич. Именно «Паразиты» стали наиболее заметным петербургским явлением последних лет.

На выставке «Спасение Венеции» нельзя не оценить трансформацию, произошедшую с пространством галереи. По мнению одних зрителей, искусство «Паразитов» выглядит в этих стенах более презентабельным и формально-выверенным. Другие считают, что вытянутый зал просто-напросто превращен художниками в «борейский» коридор, - здесь тесно, работ чрезмерно много, так что оценить какие-то в отдельности невозможно, да и не нужно, что тоже является одним из принципов работы в группе.

Для галерейной выставки выбран подходящий момент: вся экспозиция — признак того, что многим участникам группировки уже опостылели коридоры, и они готовы продолжить дальше в другом формате. Выбор новых авторов, конечно же, был для Марины Гисич одной из целей этого проекта. Постконцептуалистское течение представляет один из самых опытных среди молодых художников Семен Мотолянец, в свое время вместе с Дмитрием Петуховым создавший группу «Мыло», удостоенную премии «Инновация». Особо выделить стоит также двух молодых художниц - Софию Коханскую и Ирину Федорову. Коханская возникла в пространстве современного искусства всего пару лет назад со своим скульптурным макабром, смешивая экстатическую средневековую пластику с муми-троллями из мультфильмов. Федорова (Федор, член творческого и семейного дуэта «Лило и Федор») занимается выжиганием, создавая на фанере сюрреалистические сцены.

На 55 Венецианской биеннале китайский художник Хэ Юньчан в инсталляции «Морская вода Венеции» наполнил из венецианских каналов 2013 пронумерованных и подписанных бутылок, после чего зрители могли обменять их на собственную бутылку с водой, которая есть в запасе у каждого туриста. Поскольку не всем участникам выставки «Спасение Венеции» довелось побывать на биеннале, один из «Паразитов», Герасим Кузнецов, навряд ли догадываясь о проекте китайца, решил отправить венецианцам 90 литров чистой пресной воды, сделав на бутылках наклейку Water for Venice, и прибавив живописный «Автопортрет с собачкой», - чтобы знали, что в Петербурге тоже разные художники имеются.

Фото Яков Кальменс, Павел Герасименко