В Московском музее современного искусства открылась выставка «Пути немецкого искусства» (в оригинале «Weltreise» – мировой тур) об эволюции искусства в Германии с 1950-х годов до наших дней. Вторая презентация выставки состоится в октябре уже в Сибири – в Красноярском музейном центре.

Катарина Фрич. Пантеры. 1992 — 1994. Катарина Фрич. Пантеры. 1992 — 1994.

Завлечь в Красноярск немецкую выставку удалось куратору музейного центра и красноярской биеннале Сергею Ковалевскому. По его словам, привезти выставку в Красноярск получится благодаря новому директору новосибирского филиала Гёте-института Штефани Петер, для которой принципиально важно продвигать крупные немецкие проекты в Сибирь, а также благодаря тому, что у Красноярского музейного центра действительно сложилась репутация самой крупной и подходящей площадки для презентации современного искусства в Сибири. В итоге красноярская публика получит возможность впервые увидеть оригинальные произведения как классиков немецкого искусства второй половины XX века, так и работы последних десятилетий. Здесь будут рисунки Йозефа Бойса, фотографии представителей Дюссельдорфской школы, медиа-инсталляция Нам Джун Пайка, картины Герхарда Рихтера, работы художников Флюксуса и другие. С творчеством некоторых художников Красноярск уже имел возможность познакомиться: так, недавно проходили масштабные выставки графики Георга Базелица и Зигмара Польке, а в 90-е годы в Красноярске прошла выставка более 60 рисунков Бойса, о чем сегодня почти никто не помнит (сотрудники музея практически случайно нашли в архивах информацию об этой выставке).

Нынешняя выставка создана на основе коллекции Института связей с зарубежными странами (ifa) в Штутгарте, в России ее представляет Гёте-институт. Кураторы выставки –  искусствовед Маттиас Винцен (бывший директор Государственного Кунстхалле в городе Баден-Баден, профессор истории искусств в Высшей школе искусств земли Саарланд, Саарбрюккен) и историк, публицист и куратор Маттиас Флюгге (в прошлом вице-президент Берлинской Академии художеств, ныне ректор Высшей школы изобразительных искусств (Дрезден).

В феврале Маттиас Винцен посетил Красноярск, чтобы присмотреться к залам красноярского музея и запланировать серьезную реконструкцию, которая должна трансформировать музей в лабиринт для путешествия по времени. Куратор поделился некоторыми идеями, которые были положены в основу выставки.

Андреас Гурски. Генуя. 1991. Андреас Гурски. Генуя. 1991.

Временной туннель

«Со-куратор Маттиас Флюгге и я готовили эту выставку четыре года, работая с коллекцией IFA. IFA, постоянно занимаясь подготовкой выставок-туров по всему свету либо с разными художниками, либо с темами наподобие «Фотография из Германии», приобретала для этих выставок работы у художников и фотографов, потому что покупка произведений искусства обходилась дешевле, чем их страховка. Этот процесс продолжался несколько лет, и неожиданно IFA обнаружил, что у него появилась собственная коллекция. Это была не специально собранная коллекция, а коллекция, которая формировалась без особого плана. Мы посмотрели  ее: всего она включает 23 тысячи предметов, но многие из них не очень значимы – просто декоративные вещи для украшения посольств. А три тысячи работ – это серьезные произведения искусства. Мы отобрали для выставки четыреста работ ста художников. Они отражают историю немецкого искусства за последние 60 лет.

Здесь собрано искусство из обеих частей Германии – с Запада и Востока. Мы собираемся представить выставку в новом ключе. Дело в том, что когда на выставке одновременно объединяют произведения из Восточной и Западной Германии, то сразу понятно, что речь идет о «политических вещах»: как жили в ФРГ и ГДР. И это не слишком умно, потому что мы взглянули на коллекцию и заметили, что художники из Западной и Восточной частей Германии часто развивались параллельно. До этого при создании выставок считалось, что политическая история настолько важна, что искусство использовалось, чтобы проиллюстрировать ее. Но история искусств не должна идти вслед за политикой, художники – это художники.

То, что мы пытаемся проиллюстрировать, – это «временной туннель», «узор времени», сложившийся за последние 60 лет. Мы хотим переложить этот «узор времени» в пространственное повествование. Чтобы зритель понял: «А! Здесь речь идет о 1950-х годах, о постнацистском времени: искусство не слишком разрешено, не слишком много экспериментов». Потом вы видите: «Ага, теперь это Флюксус: произведение искусства как продукт отходит на второй план, теперь это в большей степени об искусстве как течении, как креативности». После идет линия феминистского искусства. «А здесь само тело становится знаком, само тело становится изображением, что раскрывается в перформансах, боди-арте», – зритель сможет это увидеть, переходя к 1970-м годам. Фигуры и лица вновь появляются в живописи в 1980-е, но уже не в простодушном ключе, как будто не было ни абстракции, ни концептуализма – это более сложный подход к фигуративности. Например, будет представлена огромная работа Мартина Хонерта с детьми: большие фигуры, которые образуют подобие театральной постановки. Но эта работа – не столько о детях, сколько о структуре памяти. Мартин Хонерт представлял Германию на Венецианской биеннале в 1995 году.»

Мартин Хоннерт. Летающая классная комната.1995. Мартин Хоннерт. Летающая классная комната.1995.

Восток и Запад

«Фотография занимает значительное место на выставке. Будет представлена Бехеровская школа из Дюссельдорфа – Томас Штрут, Андреас Гурски, Томас Руфф, Кандида Хёфер, Аксель Хютте. Но на выставке будут и другие фотографы, не имеющие отношения к школе Бехеров, но тоже очень важные – Барбара Клемм, Сибилле Бергеман. Арно Фишер. Во время просмотра выставки можно будет увидеть, как за последние шестьдесят лет в Германии фотография превратилась в вид искусства. В середине прошлого столетия даже если сам фотограф был настроен серьезно и считал себя художником, никто не воспринимал его работу как искусство. Только в 1980-е годы широкая публика окончательно поняла, что фотография – вполне легитимный вид искусства. Каждый сможет увидеть эту эволюцию отношения к фотографии на выставке.

В области фотографии также сильно ощущаются пересечения между Западной и Восточной Германией, в обеих частях страны фотографы работали над одними и теми же проблемами и темами. Мы собираемся представить их работы лицом друг к другу, чтобы можно было увидеть, что их менталитет очень близок, независимо от политического контекста, потому что искусство – это что-то отличное от политики. Вы сможете почувствовать, что фотография была довольно свободной практикой в Восточной Германии, именно в силу того что она не рассматривалась как искусство. В то время как живопись цензурировалась (отсеивались буржуазные признаки, доминировал социалистический реализм), цензоры полагали, что фотография – это просто фотография и контролировать ее нет смысла. В результате чего Сибилле Бергеман, Ульрих Вюст и другие могли делать фантастические произведения фотографического искусства. Это действительно самый либеральный вид искусства в ГДР. Мы обнаружили это, пока работали с коллекцией, раньше мы этого не знали».

Сибилле Бергеманн. Гуммелин, берлин. Памятник Марксу и Энгельсу. 1985. Сибилле Бергеманн. Гуммелин, Берлин. Памятник Марксу и Энгельсу. 1985.

Молодое искусство

«Современная немецкая арт-сцена очень разнообразна. Нет какого-то доминирующего направления или вида искусства – живописи или скульптуры. Я бы сказал, что работы молодых художников объединяет очень тонкий юмор. Например, Петер Пиллер: он выставляет фотографии, но не свои, а те, которые находит в газетах. В газетах есть разные группы фотографий: например, фотографии, которые помещают не на главной странице, а в разделах, посвященных местным, городским новостям. Это всегда один и тот же для разных городов тип фотографий. Художник коллекционирует подобные снимки. Например, одна из тем, которая появляется всюду – «стреляющие девушки». Когда проходят спортивные соревнования по стрельбе, и местные журналисты делают репортаж об этом событии, они всегда фотографируют девушек. В местных немецких газетах публикуется огромное множество фотографий со стреляющими девушками. Другой тип фотографий – о происшествиях на улицах: например, образовалась яма на дороге, канализацию прорвало и т.п. И на фотографиях представлено, как собрались городские чиновники, делать по сути нечего, фотографировать нечего, поэтому пять офисных работников внимательно смотрят в эту яму. Петер Пиллер собирает такие группы фотографий и делает картины из картинок. Это очень смешно и одновременно наполнено рефлексией.

Петер Пиллер. Стреляющие девушки. 2007. Петер Пиллер. Стреляющие девушки. 2007.

Другой пример – известная художница Коринн Васмут. Сейчас она профессор в Карлсруэ и, мне кажется, играет наставническую роль для многих молодых художников. Она делает гигантские картины маслом на дереве, как в эпоху Ренессанса. Качественная масляная живопись, но содержание ее работ – очень яркий свет. Она использует древнюю изобразительную технику, примерно как в средние века, но совмещает ее с современными визуальными медиа. И это действительно очень сильно связано с концепцией человеческого видения, потому что это странный микс разных изображений (абстрактные яркие свето-цветовые пятна и фотографические силуэты людей), которые то появляются, то исчезают по мере того, как ты всматриваешься в картину. Рефлексия над эпохой цифровых изображений: образы появляются и теряются вновь. И она фиксирует это состояние. Диалог между древней живописной техникой и текущим цифровым измерением. Ее работы о том, как проходит время: сейчас мы видим что-то, а в следующее мгновение уже другое изображение сменяет его, и следующее, и следующее. Звучит просто, но это не просто. Станет понятно, только когда вы это увидите».

Коринн Васмут. Ворота 11. 2002. Коринн Васмут. Ворота 11. 2002.