Алексей Алексеев — известный фотограф, российский первопроходец амбротипии и мокрого коллодионного процесса. Работая в техниках середины XIX века, Алексей также страстно коллекционирует такой любопытный и курьезный пласт фотографического материала, как стереофотокарточки конца XIX — начала ХХ века.

2014_05_01_Stereoscope 02 Стереофотокарточки из коллекции Алексея Алексеева.

Я коллекционирую стереофотографии, которые относятся к России, у меня их порядка двухсот штук. Это обязательно винтажные отпечатки — Питер, Москва, реже — другие города. Некоторые стереокарточки, особенно с крупным планом, настолько уникальны, изображение так объемно!

Как только я купил стереоскоп, пришел домой (у меня было всего-то десять карточек) — и выпал из реальности на час. Ведь это уникальный шанс перенестись в прошлое, увидеть не переодетых современников, а реальную историю. Можно долго смотреть на виды Питера, Москвы, сравнивая с тем, что знаешь сейчас, находя отличия (а их огромное количество), порой проводя параллели с современным миром: например, всем сейчас не нравятся рекламные вывески, но на заре прошлого века их было куда больше — вывески стояли, висели, и не только на уровне первого этажа — таблички забирались под самые крыши.

На многих карточках есть описание изображения — интересно читать представление иностранцев о жизни в России. Например, на одной из карточек сфотографирована деревенская изба, крестьянин, сидящий на бревне, и пожилая крестьянка с коромыслом, а на подписи говорится, что это «дача в России».

Пару слов о том, как создавали такие фотографии. Для этого применяли специальный фотоаппарат с двумя объективами, расположенными на рассчитанном расстоянии друг от друга, будто два глаза. Таким образом получали две почти одинаковые картинки, почти, да не одинаковые. Это точь-в-точь как мы видим глазами: поднесите ребро ладони к переносице и посмотрите попеременно одним и другим глазом — и вы увидите разные стороны ладони.

А принцип действия стереоскопа таков: два отдельных изображения печатаются в ряд. При просмотре без стереоскопического устройства пользователю нужно специально свести или развести глаза в разные стороны, чтобы создать эффект того, что два изображения будут отображаться как три. Затем, так как глаза видят разные изображения, эффект глубины будет достигнут на центральном изображении из трех.

2014_05_01_Stereoscope 01 Стереоскоп в действии

Простой стереоскоп ограничен в размере используемой картинки. Более сложный стереоскоп использует пару горизонтальных устройств, похожих на перископ, позволяющих использовать более крупные изображения, на которых можно увидеть больше деталей в более широком поле обзора. Стереоскоп, по сути, это инструмент, с помощью которого две фотографии одного и того же объекта, снятые под слегка разными углами, представлены одновременно, по одной для каждого глаза зрителя. Фокус на каждой картинке наводится отдельной линзой, и две линзы расположены под таким углом, чтобы визуально сдвигать изображения друг к другу и таким образом обеспечить визуальное слияние двух картинок в одно трехмерное изображение.

Стереоскопы пережили несколько всплесков популярности в качестве домашнего развлечения с 1850-х по 1930-е годы. Самый первый тип стереоскопа был изобретен сэром Чарльзом Уитстоном в 1838 году. В нем использовалась пара зеркал под углом 45 градусов к глазам зрителя, каждое из которых отражало картинку, расположенную на некотором расстоянии по бокам. Стереоскоп Уитстона был представлен за год до того, как был обнародован первый практический способ фотопечати, поэтому в нем использовались рисунки.

Еще один изобретатель, которому приписывают первенство в изобретении стереоскопа — Дэвид Брюстер, — на самом деле его не изобретал. Сам Брюстер приписывает изобретение этого устройства мистеру Эллиоту — учителю математики из Эдинбурга, у которого зародилась идея этого изобретения уже в 1823 году, и в 1839-м он соорудил «простой стереоскоп без линз или зеркал». Личный вклад Брюстера в это изобретение состоял в том, что в 1849 году он предложил использовать линзы для объединения разнородных изображений. И, соответственно, линзовый стереоскоп может по праву считаться его изобретением. Это позволило уменьшить устройство, создать ручные модели, которые стали известны как стереоскопы Брюстера, приведшие в восторг королеву Викторию на Всемирной выставке 1851 года.

Брюстер не смог найти в Британии изготовителя приборов, способного работать с его изобретением, поэтому он поехал во Францию, где стереоскоп был усовершенствован Жюлем Дюбоском, который делал стереоскопы и стереоскопические дагеротипы. В 1861 году Оливер Венделл Холмс создал и сознательно не запатентовал ручное устройство просмотра обтекаемой формы, гораздо более экономичное, чем его предшественники. Стереоскоп, берущий свое начало в 1850-е, состоял из двух призматических линз и деревянной основы для крепления стереослайдов. Этот тип стереоскопа оставался в производстве более века.

Фотографии: Алексей Алексеев.

2014_05_01_Stereoscope 03

Подготовка публикации: Ольга Руднева и Митя Харшак

Впервые опубликовано в журнале «Антиква» № 1(3) 2014