Коллекция русских самоваров Андрея Андреевича Лобанова заслуженно считается наиболее полным и представительным собранием, отражающим эволюцию этого уникального отечественного изобретения, как техническую, так и художественную.

2014_05_01_Samovary 03

Экспозиционная история коллекции начинается с 1978 года и включает значительное число выставок, как в России, так и за рубежом, в числе которых выставка в рамках культурной программы московской Олимпиады в 1980 году и персональная выставка в Эрмитаже 1992 года.

Основа собрания была заложена еще дедом Андрея Лобанова — Петром Кондратьевичем, который во времена НЭПа держал антикварную лавку. Но системной коллекцией собрание стало лишь в 1960-е годы, когда Андрей Лобанов увлекся историей самовара. Он собирал лишь уникальные произведения, наиболее полно раскрывающие историю «чайной машины». Формированию коллекции способствовали и частые командировки Андрея Лобанова в провинциальные города. В эти годы еще были живы традиции самоварного чаепития.

Андрей Лобанов вспоминал, как в 1966 году попал на склад вторичного сырья в Вятке, где под самовары выделялся отдельный ангар, содержащий сотни самоваров, многочасовое обследование которых выявило всего один достойный коллекции экземпляр. Есть в коллекции и самовары, бережно сохраненные на протяжении столетий представителями дворянства — это действительно уникальные шедевры декоративно-прикладного искусства, созданные известными мастерами на заказ.

Раннее формирование коллекции является и гарантом подлинности ее экспонатов, недаром страховая оценка коллекции, данная экспертной комиссией, составляет порядка $ 10 млн.

В 1990-е годы коллекция активно выставлялась. А в 1998 году трагическая смерть А.А. Лобанова делает ответственным за судьбу коллекции его сына — Алексея Лобанова.

Хоть коллекция постоянно пополнялась, большая ее часть сформировалась к периоду, пришедшемуся на детство Алексея, и азарт коллекционера ему унаследовать от отца не удалось. А вот в выставочной деятельности Алексей, помогая отцу, принимал активное участие. Получил хорошее представление об экспонатах коллекции и истории самовара в России.

2014_05_01_Samovary 02

Алексей рассказывает о коллекции: «Русское слово “самовар” не переводится. Понять, что такое “самовар”, не видя его, не говорящему по-русски человеку сложно. Русский язык богат словами-сказками, родившимися как мечта задолго до ее осуществления. Самовар — сам варит, ковер-самолет — сам летает, скатерть-самобранка – сама себя сервирует. В русском языке немало слов ориентировано на действие, происходящее само по себе, что отчасти отражает национальный характер.

Разве не чудо, что самовар, этот прибор “для нагревания и кипячения воды”, как пишут в словарях, прошел без особых изменений через три века бурной русской истории? Русские цари, сановники, простые люди собирались у самовара, брали его с собой в путешествия и деловые поездки. Самовар получил распространение и признание и далеко за пределами России. Самовары и по сей день пользуются популярностью и производятся в Иране, Германии и других странах.

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта? Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Самое главное, что пришло вместе с чаем и процессом его приготовления, — это особое ритуальное действие, церемония. Восточная медитативность, самоуглубление и общение с внутренним миром под воздействием национального характера трансформировались в праздник объединения духовного мира людей, символ семейного единения и дружеского общения.

Мне коллекция досталась, когда я был очень молодым человеком и совершенно к этому не подготовленным, но я решил продолжить выставочные традиции — в 2001—2006 годах действовала выставка памяти Андрея Лобанова в Елагиноостровском дворце, с 2010 года по 2012 год была организована экспозиция в выставочных залах Музея-усадьбы Г.Р. Державина на Фонтанке.

Последняя, и наиболее успешная, экспозиция была организована в Москве в Государственном музее-заповеднике “Царицыно” в 2012 году. Музей предоставил значительные площади, позволяющие выставить не только самовары, но и массу сопутствующих предметов — старинные скатерти с ручной вышивкой, чайные принадлежности, посуду и даже некоторую мебель. В общей сложности в экспозиции было около пятисот предметов.

После выставки в “Царицыно” поступило немало выставочных предложений от крупных региональных музеев по всей стране. Есть интерес к экспонированию коллекции и за рубежом – в Европе, Азии и Северной Америке.

2014_05_01_Samovary 01

Организация подобных выставок — это серьезная работа, требующая много времени, а часто и средств, на транспортировку и страхование коллекции. К сожалению, в настоящий момент еще нет профессиональных кураторов, способных заниматься менеджментом частных коллекций таким образом, чтобы они выставлялись и приносили доход, как выставочным пространствам, так и их владельцам.

Государственные музеи, понимая культурное значение собрания и трудности частного коллекционера, предпринимали неоднократные попытки приобрести коллекцию. Еще в 1979 году после первой, еще даже не самостоятельной выставки эксперты Государственного Эрмитажа рекомендовали музею приобретение коллекции. В 1996 году уже директора Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника “Петергоф” и музея истории Санкт-Петербурга написали письмо мэру Санкт-Петербурга А. Собчаку о необходимости выкупа коллекции у владельца и создания музея самовара как символа русской бытовой культуры. Однако в бурное демократическое время средств у города не нашлось.

Мне приходили запросы на безвозмездную передачу собрания в музейные фонды, но пока сделать это я не готов, а механизм связи государственных музеев с частными коллекционерами во многом несовершенен, и выставить частную коллекцию в музее достаточно сложно.

В результате собрание сейчас находится на ответственном хранении вместо того, чтобы быть доступным зрителям в нашей стране или представлять достижения русского художественного ремесла за рубежом».

Фотографии предоставлены Алексеем Лобановым.

Впервые опубликовано в журнале «Антиква» № 1 (3) 2014.