«Возмездие» (The Railway Man). Режиссер: Джонатан Теплицки. В ролях: Джереми Ирвин, Колин Фёрт, Стеллан Скарсгард, Майкл МакКензи, Николь Кидман. Австралия, США, 2013.
Фильм основан на автобиографическом романе британского офицера Эрика Ломакса: он прошел через концлагерь и спустя годы встретил своего мучителя — бывшего японского офицера.
Драма Джонатана Теплицки рассказывает совсем не о возмездии, как намекают российские прокатчики, а о жизни героя, связанной с железной дорогой (в оригинале картина называется «Железнодорожник»): о путешествии молодого Эрика Ломакса (Джереми Ирвин) с сослуживцами в закрытых вагонах в лагерь для военнопленных, работе на строительстве Тайско-Бирманской железной дороги, изучении поездов как хобби уже повзрослевшим персонажем (Колин Фёрт), знакомстве в поезде с будущей женой (Николь Кидман) и, наконец, о возвращение туда, где всё началось — в концлагерь, превращенный в музей. Где его бывший мучитель (Хироюки Санада) рассказывает туристам о Будде и о том, сколько людей погибло при строительстве проклятой Дороги Смерти.
Сама идея встречи психически искалеченной жертвы с некогда всесильным истязателем кажется настолько волнительной, что даже не нуждается в комментарии — «основано на реальных событиях». Скажем, двадцать лет назад Роман Полански снял драму «Девушка и смерть», где показано многое из того, что теперь нашло отражение в фильме Джонатана Теплицки. В частности, неспособность чудом выжившего героя вернуться к нормальной жизни, его отчаянное желание встретится со своим палачом, даже не ради мести, сколько ради возможности поговорить о том, о чем до сих пор приходилось молчать.
Вместо плохо освещаемого замкнутого пространства «Девушки и смерти» Джонатан Теплицки показывает живописные пейзажи Британии и виды солнечного Сингапура. Вместо кровавого натурализма исторических драм о войне или стилистики сюрреалистических кошмаров режиссер предпочитает четко выстроенные кадры. «Возмездие», на удивление, не скатывается в плоскую псевдотрагедию, полную пафосных сентенций и вычурного патриотизма. Почти до самого конца фильм остается серьезной жестокой драмой.