ART1 рассказывает о новом бизнес-центре на Греческой площади, который как-то без шумихи выстроили на месте касс при БКЗ «Октябрьский».

IMG_5246_

В 1968 году Иосиф Бродский описал снос греческой церкви святого великомученика Димитрия Солунского и строительство на ее месте концертного зала «Октябрьский». «Остановка в пустыне» – редкий, а возможно и единственный пример философско-поэтического размышления, непосредственно связанного с ленинградским модернизмом. «Безобразно-плоская» архитектура Александра Жука, понятно, не вызвала восторгов поэта. Но даже Бродский признавал, что концертный зал как «храм искусства», не такая уж и безнадежная затея.

Два года назад сюжет отчасти повторился – на этот раз снесли часть ансамбля БКЗ, павильон касс, «дабы построить на свободном месте» не что-нибудь, а бизнес-центр. То, что администрация «Октябрьского» таким нехитрым способом решила увеличь подведомственные ей площади, не удивительно. Видимо, в глазах менеджеров БКЗ павильон выглядел какой-то несуразицей, бессмысленной тратой ценного земельного ресурса. Понятно, что про архитектуру там никто не думал.

Удивительно, что и из чиновников КГА никто не усомнился в целесообразности уничтожения модернистского ансамбля площади. Кажется, даже наоборот – новый бизнес-центр построен по проекту мастерской зама главного архитектора города, Юрия Митюрева.

IMG_5170

Про участие в этой истории Юрия Константиновича следует оговориться. В 2009 году Митюрев стал главным архитектором Петербурга. Пересев в кресло чиновника, Юрий Константинович прекратил практику в собственной фирме. Архитектурная мастерская Митюрева стала сдержанно именоваться «АММ-проект». Формально успехи новой мастерской с постом бывшего шефа никак не связаны.

Первоначально бизнес-центр планировали строить по проекту «Архитектурной фабрики 32 декабря». Архитекторы предлагали выполнить новый БЦ в виде отвязного неоклассического павильона, видимо навеянного греческим контекстом площади. Шутка вышла неудачной, проект никому не понравился, а Юрий Константинович даже заявил, что здания в стиле постнеоампир у БКЗ «Октябрьский» не будет.

Удивительное совпадение, но после того как греческие фантазии «32 декабря» были отклонены, проектировать бизнес-центр пригласили не кого-нибудь, а «АММ-проект». После удачного выбора архитектурной фирмы дело пошло. Никаких картинок публике не показывали, как-то все по-тихому согласовали, и вот на площади появилось новое здание.

IMG_5250

Описывать работу «АММ-проект» в архитектурных категориях весьма затруднительно. Это примерно то же, что рассуждать о садовых гномах из «Ашана» в категориях скульптуры. Истонченные пилястры, вялые вазы – архитектурный декор из ассортимента магазина «Сад и огород». Проблема тут даже не в том, что архитекторы отказываются от оригинальной архитектуры, они вообще отказываются что-либо придумывать.

Похоже, перед «АММ-проект» стоит только одна задача - не оскандалиться. Как-то вот так все устроить, чтоб чего не вышло. Видимо, по мысли «АММ-проект», наиболее бессмысленно и незаметно в нашем городе можно строить в стиле условного историзма. Вроде как стоит домик, стены оштукатурены, в окнах рамы с переплетами, какой-никакой декор. Проезжая на машине можно и не заметить, что здание новое. Правда, при таком подходе не вполне понятно, зачем вообще нужны архитекторы.

В «Остановке» Бродский формулирует «Но, что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них, а чаще от пропорций безобразья». Современная «пустыня» складывается стараниями сил хоть и «безобразных», но обычно не заметных. Ведь никому нет дела до архитектуры «АММ-проект», это студия даже не второго ряда. Внутренняя жизнь БКЗ интересна мало кому. Юрий Митюрев хоть и важный чин, но в медийном поле не заметен. Его место во властной иерархии не предполагает диалога с городом. В истории с павильоном БКЗ нерадивый заказчик, бессмысленный чиновник и некомпетентный архитектор объединили свои усилия. Может быть, теперь их заметят.

Фото: Алиса Гиль