"Двойник" (The Double). Режиссер: Ричард Айоади. Сценарий: Ричард Айоади, Эви Корин. В ролях: В главных ролях: Джесси Айзенберг,  Миа Васиковска,Уоллес Шоун, Ясмин Пейдж,Ноа Тейлор. Великобритания, 2013.

THE DOUBLE 2013

Саймон Джеймс, задрот и нюня, по утрам ходит на работу в контору, где его никто не помнит в лицо и не уважает; а по вечерам, как настоящий маньяк, наблюдает в телескоп за окнами своей тайной возлюбленной  Ханны (она работает с ним в одном здании) и роется в ее мусоре, чтобы найти и вклеить в альбомчик картинки, которые Ханна рисует, рвет на части и выбрасывает. Заговорить с Ханной, кроме как по работе, Саймон, конечно же, боится. Иногда он навещает свою маму в доме престарелых, но эти поездки, ясное дело, никакого веселья в его быт не привносят. Уныние существования Саймона внезапно прерывается неожиданным поворотом событий: некто по имени Джеймс Саймон появляется в их конторе и сразу начинает получать похвалы начальства, любовь коллег и лучшее обслуживание в кафе. И все бы ничего, да только на лицо Джеймс Саймон – вылитый Саймон Джеймс, однако никто, кроме них двоих, сходства не замечает. И пока Джеймс Саймон всячески пользуется этим загадочным и мистическим обстоятельством (посылает своего двойника сдавать за него тесты, присваивает его рабочие достижения и ходит на свидания с девушкой его мечты), Саймон Джеймс, кажется, начинает пробуждаться к жизни.

Обозначенный как первоисточник Достоевский в картине Айоади почти не присутствует, и слава богу (попытки так и сяк препарировать загадочную русскую душу даже в России чаще всего оборачиваются лубком и клюквой). Что касается других объектов цитирования, то их узнавание можно превратить в забавную игру, тест на собственную эрудированность. Солянка из Кафки и «Бразилия» Гилиама первыми приходят на ум. За ними и «Жилец» Поланского, и «Город потерянных детей» Жене и Каро, и «Темный город» Пройаса, и даже почему-то «Голый завтрак» Кроненберга – условный Пхеньян, застрявший в безвременье, темный, убогий, герметично запаянный со всех сторон мирок с гротескными персонажами и искажающим их лица неизменным крупным планом. Мрачные, освещенные мигающими лампочками коридоры и лифты, по которым Саймон гоняется за Джеймсом, унылые дворы и вагоны метро, черные окна и тесные комнаты – все пронизано искусно вырезанными тенями и идеально раскадрировано, и будто бы обработано инстаграмными фильтрами Sutro и Early bird; депрессивная реальность, окружающая Джеймсов и Саймонов, пугает, но затягивает. В общем, все очень хорошо, эффектно и запомнится надолго, хочется только узнать: до каких пор патологическое поведение в виде подглядывания за женщиной и другие способы вторгнуться в ее частную жизнь будут в этом обществе выдаваться за романтику?