Саймон Робертс «Маленький остров. Пейзажные этюды». Москва, Мультимедиа Арт Музей. 25 апреля -25 мая 2014.

Саймон Робертс. Пляж Скегнесс, Линкольншир. 2007 (из серии "Мы, англичане"). Саймон Робертс. Пляж Скегнесс, Линкольншир. 2007 (из серии "Мы, англичане").

«Гений ли места ему иль Анхиза прислужник явился»

Вергилий «Энеида»

В МАММ по-прежнему «в фокусе» Великобритания – 25 апреля открылась выставка молодого британского фотографа Саймона Робертса.  Для российского зрителя эта выставка продолжает демонстрировать  «другой взгляд» на окружающий мир: под общей темой «Маленький остров» объединены более 50 крупноформатных фотографий из нескольких серий: «Мы, англичане», «Выборы», «Страна пирсов» (Pierdom), «ХХХ Олимпиада» и других. Все работы сделаны после 2007 года в Англии – можно сказать, что Саймон Робертс показывает нам Англию сегодняшнего дня. В отличие от Дэвида Херна и Криса Стил-Перкинса, работы Саймона Робертса даже формально нельзя назвать репортажами, он снимает пейзажи, в которые вписаны люди. Отстраненный взгляд Робертса – это не просто метафора британской «отрешенности», это концептуальная позиция автора и его творческий метод. Он намеренно снимает широкоформатным (5х4) пластиночным фотоаппаратом, то есть слегка усовершенствованной «camera obscura», который дает возможность создавать композицию напрямую через объектив. Любимый прием фотографа – ракурсная съемка с верхней точки, с этой целью Робертс часто использует крышу своего кемпера «Талбот». Робертс объяснил собственную творческую позицию в одном из интервью: «Используя фотокамеру 5x4, я делал самое что ни на есть публичное заявление о том, что намерен сфотографировать этот пейзаж…Я использовал только 150-миллиметровый объектив, который наиболее приближен к человеческому глазу, и я всегда старался, где это было возможно, занимать позицию на возвышении, поскольку это дает лучшее ощущение взаимоотношения людей с окружающим их ландшафтом». Таким образом, в работах Робертса открыто декларируется «невмешательство» в объект фотографирования – прием, который в работах других британских фотографов, представленных на фестивале, осознавался не сразу и требовал долгого погружения.

Саймон Робертс. Борнмут. 2011 (из серии "Страна пирсов"). Саймон Робертс. Борнмут. 2011 (из серии "Страна пирсов").

Однако творчество Робертса открывает еще один секрет «необычности» британской фотографии: быть отстраненным «обязывает положение». Удивительно, что известность Робертсу принес цикл фотографий не о Британии, а о России (проект «Родина»). Еще более удивительно ощущение, что российский цикл снимал другой фотограф. Во-первых, он снят компактным зеркальным фотоаппаратом, то есть «не уровне глаз». Но главное - в российском цикле много портретов и жанровых сцен, люди с удовольствием позируют, смотрят в объектив, либо активно участвуют в создании «сценической атмосферы». Если автор снимает пейзажи, они часто композиционно похожи на натюрморты – расставленные автором предметы ландшафта. Удивительно, насколько «неанглийскими» выглядят эти работы – наглядное свидетельство того, что объект съемки определяет манеру художника. Серия «Родина» - это громкий смех, иногда, сквозь слезы; тесный контакт, взаимодействие автора со своими героями и окружающей средой. Такой разительный контраст с «английскими» сериями Саймона Робертса наводит на ассоциацию: хорошо известно, как англичане умеют отдыхать и расслабляться, покидая свой «таинственный остров». А в Британии такие откровения неуместны.  На выставке представлена только одна, наиболее отстраненная, работа из серии «Родина»: «Пикник. День Победы. Екатеринбург», к сожалению не дающая никакого представления об этой серии.

Саймон Робертс. Предупреждающий плакат, Магадан, Россия, 2004 (из серии "Родина"). Саймон Робертс. Предупреждающий плакат, Магадан, Россия, 2004 (из серии "Родина").

Английские серии Робертса – это не просто исследование «британского образа жизни», но и испытание временем. Английские ландшафты, даже городская среда, в работах Робертса являются символами неизменности, незыблемости пространства. Возможно, это свойство островной обособленности, которую автор транслирует, используя стилистику трансавангарда – отсылая зрителя к пейзажам Гертина или Тернера, населенных современными людьми и предметами. К тому же занятия современных людей достаточно традиционны. «Сумасшедшие мэлдонские грязевые гонки. Река Блэкуотер. Мэлдон, Эссекс, декабрь 2007», «Аббатство Болтон. Скиптон, Северный Йоркшир, 27 июля 2008» или «Саунтон Сэндс. Девон, 23 мая 2008» - экстравагантный британский спорт и традиционный морской отдых в экстравагантную британскую погоду. Как заявил автор, «сегодня мы делаем почти то же самое, что и сто лет назад, просто на нас другая одежда». Даже современные спортивные соревнования в серии «ХХХ Олимпиада» вписаны в традиционную британскую среду - например, на фотографии «Пляжный волейбол среди женщин. Плац Конной гвардии. Лондон, июль 2012» спортсменки в яркой современной спортивной форме соревнуются на фоне Уайтхолла. Но на фотографиях Робертса, в отличии от викторианских пейзажей, людей много, и часто создается ощущение, что они не умещаются в кадре, например, в работах серии «ХХХ Олимпиада» или на фотографии «Благовещение. Скачки в Энтри. Мерсисайд. 4 апреля 2008».

Саймон Робертс. Саунтон Сэндс. Девон, 23 мая 2008 (из серии "Мы, англичане"). Саймон Робертс. Саунтон Сэндс. Девон, 23 мая 2008 (из серии "Мы, англичане").

После успеха серии «Мы, англичане», Робертс был назначен официальным фотографом предвыборной кампании перед общенациональными выборами 2010 года (2010 British Election Artist), получив заказ от Комитета по художественным произведениям Палаты общин. Работы из серии «Выборы» сделаны в прежнем ракурсе — съемка с крыши автомобиля: взаимодействие кандидатов партий и их с избирателями «в пейзаже». Большинство пейзажей в серии «Выборы» - традиционная английская «глубинка»: викторианские дома из красного кирпича, зеленые лужайки. «Пункт голосования в Гудман-парк, май 2010» или «Дэвид Кэмерон, лидер партии консерваторов, Спелсбери, 6 мая 2010» - никакого политического накала, фокуса на кандидатах; люди вписаны в провинциальный пейзаж, равномерно размечая его.

Серии Робертса «Страна пирсов» (Pierdom, 2010 - 2013) и «Это знак» (2011-2012) являются, каждая в своем роде, более открытыми влиянию времени, чем другие английские серии. В «Стране пирсов», состоящей из изображений современной жизни на фоне грандиозных причалов, сооруженных в 19 веке. На этих фотографиях пирсы выглядят элементами ушедшего времени, они контрастируют с сегодняшней деятельностью людей.  Пирсы либо превращаются в элементы природного ландшафта, как на фотографии «Западный пирс. Брайтон. Восточный Сассекс, апрель 2011», изображающей сгоревший морской причал в Брайтоне; либо выглядят укрощенными чудовищами, приспособленными для развлечений – «Пирс в Саутен-он-Си. Эссекс, октябрь 2011».

Саймон Робертс. Западный пирс, Брайтон, Восточный Сассекс, апрель 2011. Из серии "Страна пирсов". Саймон Робертс. Западный пирс, Брайтон, Восточный Сассекс, апрель 2011 (из серии "Страна пирсов").

На выставке в МАММ представлена только одна работа из Серии «Это знак» - «После массовых беспорядков. Лондон-роуд. Кройдон, 10 августа 2011». Серия посвящена последствиям последнего экономического кризиса, массовым протестам против экономической политики лейбористов. На этих работах ландшафты подверглись активному вмешательству людей, это уже не вневременные пейзажи, а фиксация изменений. Однако и в этих сериях остается неизменным прием «невмешательства в чужую жизнь» - взаимодействуя с ландшафтом, люди не взаимодействуют с фотокамерой.

Интересно, что сам Робертс  не пренебрегает интерактивностью, но это общение со зрителями, а не с теми, кого он фотографирует. Во время творческих путешествий по Англии, Робертс обращался к открытой аудитории с просьбой предлагать места и события для фотографирования. Его интересовало то, что люди думают об Англии, что они рассказывают о важных для них местах, как воспринимают их прошлое и настоящее.

Саймон Робертс – наиболее яркий и парадоксальный британский фотограф, представленный на Фотобиеннале 2014, его работы не оставляют сомнения, что британская фотография – это особенный взгляд на мир. На мир Великобритании. Так видят британцы, или так являет себя «маленький остров»?

Саймон Робертс. Пункт голосования в Гудман-парк, май 2010 (из серии "Выборы"). Саймон Робертс. Пункт голосования в Гудман-парк, май 2010 (из серии "Выборы").

 

Об английской фотографии читайте также:

Наталья Решетова "Человеческая комедия Мартина Парра"

Ирина Базилева "Это не наша Англия"

Анна Попова "Мне сверху видно все" (интервью с Саймоном Робертсом)