Фактически за месяц до начала Манифесты-10 Михаил Пиотровский собрал в своем кабинете некоторых деятелей петербургской арт-сцены на дискуссию, названную внушительно - «Заседание городского совета по современному искусству».

_AT_1527

От имени руководителя эрмитажного отдела современного искусства Дмитрия Озеркова на эту встречу были приглашены Елена Коловская, представляющая фонд «Про Арте» и петербургский филиал ГЦСИ; галеристы Марина Гисич и Анна Нова; Анна Шумилова из фонда Rizzordi; Анастасия Курехина, глава Центра современного искусства имени Курехина; Михаил Овчинников, работающий в Музее Фаберже, но памятный всем как директор музея «Эрарта»; куратор Олеся Туркина, и корреспондент ART1 от прессы.

Как справедливо заметил Михаил Пиотровский, проведение такого крупного культурного события — отличный способ для Петербурга вырвать инициативу из рук Москвы, тем более, что и в связи с Манифестой наш город уже успел заслужить ревность столицы. Директор Эрмитажа правильно поставил вопрос: что полезного из европейской биеннале мы — музей, горожане, люди искусства, - можем извлечь для себя? Действительно, общим рефреном всех выступлений было «Манифеста уедет, а мы останемся». Пиотровский как принимающая сторона озабочен недочетами в организации биеннале, которые все больше проявляются по мере приближения события. Он сказал, что даже грозился сотрудникам Манифесты, что Эрмитаж может провести биеннале без их помощи самостоятельно. Представителей петербургского офиса Манифесты на встрече не было.

Из разговора стало понятно, что информация о Манифесте пока что доходит до конечного потребителя культурного продукта — обыкновенного горожанина, очень плохо. Деятельность пресс-офиса биеннале охватывает западную публику и по привычке рассчитана на арт-тусовку. Даже собравшиеся сегодня на встречу были недостаточно информированы, так что им самим пришлось тут же устроить некое подобие мозгового штурма, когда каждый предлагал известные ему направления pr-активности для широкого охвата массового зрителя: от публикаций в бесплатных городских газетах и плакатах на эскалаторах метро, до взаимодействия с комитетами городской администрации.

Необходимость в квалифицированных гидах, помимо набранных для работы на биеннале волонтеров, акцентировала в своем выступлении Марина Гисич: ведь одна из задач галериста — со знанием дела представить показываемое европейским коллекционерам. Важным моментом представляется и тот язык, на котором будет вестись разговор о современном искусстве, от материалов в прессе до экспликаций в музейных залах. Ведь простая и понятная речь - самый простой способ доказать зрителю, что это искусство не зря носит название «актуального», поскольку обращается к насущным человеческим проблемам.

Как правильно было замечено кем-то из присутствовавших, во всех городах, где проводилась Манифеста прежде, количество населения несопоставимо меньше, чем в Петербурге, однако культурное сообщество, вовлеченное в событие, оказывается больше, чем у нас. Изменить эту пропорцию за оставшееся до начала Манифесты-10 время — сложная, но возможная задача. Всю встречу Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков делали пометки - в блокноте и на айпаде.