Нет ничего симпатичнее кулинарной фантазии, за которую мы готовы платить и на которую готовы смотреть. ART1 составил список фильмов о всеобъемлющей любви к еде. Сюжеты и блюда - на любой вкус, в самом прямом смысле.

Мэрил Стрип - птица высокого полета.

 

Еда объединяет: любители вкусно поесть дружат домами, семьями и поварешками. Они едут вместе на кулинарные курсы куда-нибудь в Тоскану, выбирают правильный месяц для поездки в Нормандию за устрицами и готовы часами обсуждать тонкости приготовления фаршированной щуки. Их путеводитель — не список достопримечательностей, но подробнейший каталог окрестных ресторанов и бистро с пометками, что, где и в какое время года есть и чем запивать. В то же время еда — великий разъединитель. Из-за «правильного» рецепта борща до остервенения могут ругаться лучшие подруги, а обсуждение маринадов для шашлыка у мужчин рискует перерасти в междоусобную войну. На время прекратить военные действия можно, посмотрев на них со стороны

Для ТВ кулинарная история всегда была беспроигрышным вариантом: смотреть, как кто-то готовит, можно бесконечно. В конце 90-х реалити-шоу о еде стали хитами, а сами шефы превратились в телезвезд. Зрители запоем смотрели «Голого повара» Джейми Оливера и «Адскую кухню» Гордона Рамзи, а уже в «десятых» так же прилипали к экранам, когда показывали русскую версию Hell’s Kitchen с Арамом Мнацакановым в роли демонического босса.

В кино же еда — прекрасный выразительный прием. Кухня ресторана оборачивается, по желанию режиссеров ,то местом баталий, то пространством, где герой показывает свое истинное лицо. В комедии Марка Тарлова «Просто неотразима» с Сарой Мишель Геллар на кухне жил краб-волшебник, который превращал сомнительную стряпню главной героини в кулинарные шедевры. Во «Вкусе жизни» Скотта Хикса шеф-повар Кейт выходила из кухни в зал ресторана, чтобы пригвоздить ножом сырой кусок мяса к столу клиента, усомнившегося в ее способности делать стейки с кровью. И так далее, только успевай насматривать аппетит. Еда давно превратилась в фактор, благодаря которому в сюжет можно вплести буквально все — и зритель поверит. Ибо нет ничего симпатичнее кулинарной фантазии, за которую мы готовы платить и на которую готовы смотреть. И которой хотим наслаждаться.

Только рисованное мясо и булочка самых румяных оттенков!

 

«Путешествие» (The Trip), 2010

Режиссер: Майкл Уинтерботтом

Цитата: «20-летие я отмечал с алкоголем, 30-летие — с наркотиками, а 40 лет встретил с едой».

Герои фильма — Стив Куган и Роб Брайдон — путешествуют по Англии, от одного ресторана к другому. Куган готовит материал для The Observer, а Брайдона позвал за компанию, поскольку его девушка уехала в Америку. Собственно, еда здесь — лишь повод, аппетитное сопровождение для диалога двух актеров. Да и сама история не кулинарного толка, а, скорее про кризис среднего возраста и поиски актерского «я». Фильм плотно нашпигован цитатами, Куган и Брайдон попеременно пародируют великих актеров вроде Майкла Кейна и Энтони Хопкинса и даже поют «The Winner Takes It All» ABBA. В этом году Уинтерботтом выпустил продолжение фильма — «Путешествие в Италию». Актеры те же, идиллические английские пейзажи сменили буйные красоты Тосканы, Рима и Неаполитанской ривьеры. Кухня — сами понимаете.

 

«Хороший год» (A Good Year), 2006

Режиссер: Ридли Скотт

Цитата: «McDonald’s в Авиньоне, фиш-н-чипс — в Марселе».

Трейдер Лондонской фондовой биржи Макс приезжает в Прованс, чтобы разобраться с наследством дяди — особняком «в легкой дымке прошедших веков» и виноградником. Мелодрама Ридли Скотта по мотивам романа Питера Мейла — это и тоска по детству, и золотистый флер французских пейзажей, и такая витальная сила, что просто невозможно оторваться от экрана. Заполошная жена винодела с криками «Lavande! Lavande!» спасает Макса от скорпионов, он на вечер устраивается официантом в бистро, а его адвокат все упрашивает продать поскорей дом и вернуться в Лондон. Для хэппи-энда Лондон не нужен, нужен лишь Прованс, и с этим, как выясняется, проблем нет.

 

«Дорога на Вэлвилл» (The Road to Wellville), 1994

Режиссер: Алан Паркер

Цитата: «Устрицы питаются отходами. Устричный сок — не что иное как урина».

Секс вреден, клизма — отрада для организма, душ оздоровит любого, кукурузные хлопья — лучшая еда на свете. Не говорите вслух о мясе и даже не думайте о нем, во имя Шарко. Прогрессивная клиника доктора Келлога всякого, попавшего в ее стены, оздоровит до полной потери веса, сознания и рассудка. Едкую сатиру Тома Корагессана Бойла на модные в начале XX столетия оздоровительные практики на экран перенес Алан Паркер. Роль диетического гуру сыграл сэр Энтони Хопкинс, похожий в своем гриме на безумного зайца, собравшегося поработить мир и заставить всех питаться кукурузными хлопьями. Главный герой — Уильям Лайтбоди — в исполнении Мэтью Бродерика стремительно превращается из цветущего молодого мужчины в бледную немощь, пока его жена испытывает на себе актуальные методики раскрепощения.

 

«Щепотка перца» (Touch of Spice), 2003

Режиссер: Тассос Булметис

Цитата: «Тмин — очень острая специя, она выворачивает людей наизнанку. А корица заставляет смотреть друг другу в глаза».

Дед маленького Фаниса учил внука географии и астрономии по специям: гвоздика — из Микен, розы — из Дельф, а слова «астроном» и «гастроном» — однокоренные. На чердаке дедовой лавки пахло всеми специями мира. Когда в 1964 году греков-стамболитов депортировали в Афины, дедушка остался в Стамбуле. Мальчик нашел утешение в кулинарии, а когда вырос, стал астрономом. Все эти годы он надеялся вновь увидеть своего деда, который обещал приехать в Грецию, но так и не смог покинуть лучший город на земле. Приготовление еды в этом фильме — культ и способ сохранить воспоминания о счастливом детстве.

 

«Душевная кухня» (Soul Kitchen), 2009

Режиссер: Фатих Акин

Цитата: «Продается то, что не должно продаваться. Фальшивые страсти, иллюзия, пыль в глаза и чревоугодие».

Мастер по части жизнеописаний турецкой диаспоры в Германии, Фатих Акин написал сценарий о небольшом гамбургском ресторане и его владельце еще в 2003-м году. Но руки до него дошли только шесть лет спустя. Владелец заведения, Зинос, переживает трудные времена: дело на грани закрытия, девушка уехала в Шанхай, а тут еще и брат из тюрьмы вышел. Помог случай, вернее, шеф-повар — пьяница и боец за чистоту кулинарии. Мастер по изготовлению блюд за 45 евро из картошки-фри и рыбных палочек, он сделал из умирающего заведения модный ресторан, остальное — приложилось. Актерский ансамбль скромный, но отрадный: Мориц Бляйбтрой в роли братца-Илиаса, Бироль Юнель в роли шефа Шейна и Удо Кир, сыгравший девелопера, нацеливающегося на земельный участок «Душевной кухни». По стечению обстоятельств, у сыгравшего главную роль Адама Боусдукса и впрямь был свой ресторан в Гамбурге.

 

«Удар бутылкой» (Bottle Shock), 2008

Режиссер: Рэндолл Миллер

Цитата: “О, эти калифорнийские вина… Они так прекрасны. — Ну, а вы чего ожидали?”

Фильм основан «на подлинной истории любви, победы и ферментации». Речь идет о знаменитом Суде Парижа 1976 года, когда на слепой дегустации лучшими были признаны калифорнийские вина. Алан Рикман играет Стивена Спуррье, британского эксперта, благодаря которому вина из Америки получили мировую известность. Виноградники долины Напа, конфликт отца и сына — и растерянный герой Рикмана, просящий пассажиров его рейса взять по бутылке, чтобы как-то попасть со своим жидким багажом на самолет. История ироничная, насколько возможно снять по-английски ироничное кино об Америке и Франции.

 

«Повар, вор, его жена и ее любовник» (The Cook, the Thief, His Wife & Her Lover), 1989

Режиссер: Питер Гринуэй

Цитата: «Я беру много за все черное — виноград, маслины, черная смородина… Когда ешь черную пищу — напоминаешь себе о смерти. Черные продукты — самые дорогие».

Гангстер Спика каждый день обедает в ресторане «Голландец» со своей женой Джорджиной и свитой. Майкл Гэмбон играет агрессивного хама, по-хозяйски лапающего несчастную супругу, устраивающего погром на кухне и вообще ведущего себя по-свински. Разлетающиеся груды овощей и прочей снеди, еще недавно уложенные в затейливые натюрморты, зрелище и в самом деле тяжкое. Измученная Джорджина заводит интрижку на стороне, а когда муж узнает об этом, то грозится убить и съесть ее любовника. Фильмы Питера Гринуэя вызывают нешуточный синдром Стендаля: в них все прекрасно до жути, от музыки Майкла Наймана, почти ангельского пения под стук ножей и «мелочей», вроде картины Франса Халса на стене, до кроваво-красных одеяний официантов и карающей убийцу Хелен Миррен.

А лучший кусочек — жене.

 

«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (Julie & Julia), 2009

Режиссер: Нора Эфрон

Цитата: «А затем фаршировать курицу до полного ее изнеможения».

Слегка истеричная мелодрама Норы Эфрон. Знаменитая Джулия Чайлд, автор книги «Осваивая искусство французской кухни» встречается с блоггером Джули, собравшейся за год приготовить все изложенные рецепты. Помимо ощутимого чувства изжоги, зритель рискует заполучить рецепт говядины по-бургундски в художественном исполнении и в общих чертах освоить способ извлечения костей из утки. Тезисы о том, что женское счастье — у плиты, а сливочного масла много не бывает, в 2000-х слегка пугают. Но что делать — кушать хочется всегда и всем. Результат — «Золотой глобус» Мэрил Стрип за роль великанши-хохотушки Джулии Чайлд.

 

«Рататуй» (Ratatouille), 2007

Режиссеры: Брэд Берд, Ян Пинкава

Цитата: «Что смотришь на меня так? Это ведь ты насыпал туда гору специй!»

Симпатичный мультик с легким и игривым сюжетом собрал ворох наград, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Главный персонаж, Реми — крыса с поварскими амбициями — самый обаятельный экранный грызун всех времен и народов. В Париже он попадает на кухню популярного ресторана, находит недотепу-поваренка и вместе с ним совершает локальный кулинарный переворот. Дух шефа Гюсто является Реми, желчный ресторанный критик, попробовав крысиный рататуй, вспоминает мамину стряпню, ароматы с кухни плывут над крышами Парижа. Вкусняшка!

 

«Женщина сверху» (Woman on Top), 2000

Режиссер: Фина Торрес

Цитата: «Ты прекрасна! Ты как воздух, как ветер, как рыба!»

Изабеллу всегда тошнит, если она не управляет ситуацией — хоть в трамвае, хоть во время секса. Переживая измену мужа, девушка отправляется из Бразилии в Америку: там она вырвет любовь из сердца и станет ведущей кулинарного шоу. Мужчины укладываются штабелями у ее ног, красавец-телепродюсер влюблен не на шутку, а муж пытается вернуть красавицу. Еще никто не шинковал продукты так эротично, как это делает Пенелопа Круз. Бонус для всех поклонников латины — чувственная песня Жералду Азеведу Берекеке.

 

«Отель «Сплендид» (Hotel Splendide), 2000

Режиссер: Теренс Гросс

Цитата: «Путанеска? По-итальянски это проститутка.

Курортное местечко прямиком из дешевого романа — мрачное море, рушащиеся стены одинокого отеля, словно сбежавшие из чистилища постояльцы. Еда соответствует антуражу: в тарелках - зеленая диетическая жижа и замызганная униформа поваров аппетит убивают окончательно. В край без радости и надежды приезжает рыжеволосая Кэт. Помощница повара любит вкусно поесть, а повар испытывает к ней чувства в диапазоне от лютой ненависти до звериной похоти. Победят, конечно, здоровые человеческие инстинкты, и любовь к хорошо приготовленному омлету сыграет в этом не последнюю роль. Битву диетического и нормального разыгрывают Тони Колетт и Дэниэл Крейг.

 

«Как вода для шоколада» (Como agua para chocolate), 1992

Режиссер: Альфонсо Арау

Цитата: «Делать революцию было бы намного приятней, если бы мы каждый день могли обедать в семейном кругу».

Экранизация романа Лауры Эскивель была номинирована на «Золотой глобус» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. Этих престижных наград лента Альфонсо Арау не получила, зато у себя на родине, в Мексике, стала аж десятикратным лауреатом премии «Ариэль». «Как вода для шоколада» слегка отдает мыльной оперой: это пряное и повествование о Тите, ее матери и сестре Росауре и Педро, который любил Титу, но на ней не женился. Бесконечная вахта на кухне стала для Титы и спасением, и наказанием. Слезы, попавшие в блюдо, заставят рыдать всех собравшихся, а розовые лепестки вызовут страсть.

 

«Большая жратва» (La grande bouffe), 1973

Режиссер: Марко Феррери

Цитата: «Если ты не будешь есть, ты не умрешь!»

Пирушка наотмашь. Четверо приятелей собираются, чтобы отожраться до отвала и до смерти, прерываясь лишь на секс и прочую физиологию. Ад на Земле — это когда все человеческие инстинкты сводятся к одному — потреблять. В 1973-м фильм Марко Феррери с Мишелем Пикколи, Марчелло Мастроянни, Филиппом Нуаре и Уго Тоньяцци вызвал скандал на Канском фестивале и тогда же получил приз ФИПРЕССИ. Чрезмерная натуралистичность происходящего на экране — не только для того, чтобы показать, бессмысленность такого существования, но и наглядно продемонстрировать, как комедия выворачивается наизнанку, превращаясь в трагедию.

Мишель Пикколи: «Моррисси сегодня не заглянет?»

 

«Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» (Cloudy with a Chance of Meatballs), 2009

Режиссеры: Фил Лорд, Кристофер Миллер

Цитата: «Мы находимся в эпицентре идеального пищевого шторма».

Если бы «Медвежуть» снимали американские аниматоры, она выглядела бы именно так. После многих лет неудачных экспериментов Флинт Локвуд изобретает то, что должно сделать его родной город абсолютно счастливым — создает аппарат, который превращает воду в еду. Поначалу все идет нормально, но потом еда вырастает до циклопических размеров и грозит погрести под собой весь город. В легкой манере зрителю показывают мультик, где смешаны Свифт, притча о трех хлебах и мамино «надо хорошо кушать». Тем взрослым, чье детство пришлось на советские годы, «Облачно…» напомнит еще и ленинское «посуда любит чистоту». В прошлом году вышел сиквел мультика с подзаголовком «Месть ГМО». Режиссеры Коуди Кэмерон и Крис Пирн съедобный кризис решили углубить и расширить: зона аномального производства еды не только не исчезла, но и поглотила остров Поплавок. На нем зародилась новая генетически модифицированная жизнь — кревезьяны, гигантский такодил и прочие живодукты в ассортименте. Есть не захочется еще очень долго.

 

«Шоколад» (Chocolat), 2000

Режиссер: Лассе Хальстрем

Цитата: «Кокосовые шоколадки с Гватемалы. Будет страсть. — Вы явно не видели моего мужа! — Вы явно не пробовали это».

Добрый, местами до приторности, роман Джоан Харрис режиссер Лассе Хальстрем превратил в бодрую мелодраму с Жюльетт Бинош, Джонни Деппом, Джуди Денч и Альфредом Молиной. История о том, как северным ветром в провинциальный французский городок занесло Виенн и ее дочку Анук. О шоколадной лавке, которая открылась в Великий Пост, рассказывается под эндорфиновые ритмы песни Minor Swing. Тем, кто любит послаще - в самый раз.