"Сибилле Бергеман. Фотографии". Санкт-Петербург, РОСФОТО. 26 апреля - 25 мая 2014.

Mode#fashion

Выставка в РОСФОТО дает практически полное представление о творческом пути Сибилле Бергеман (1941–2010), самого известного модного фотографа ГДР, учредительницы фотоагентства Ostkreuz и члена Берлинской академии искусств.

На входе — фотоснимки трех совершенно разных женщин: нежная, юная девушка в берете и с сигаретой; задумчивая женщина, скрестившая пальцы на груди и напряженно о чем-то размышляющая; эдакая паланиковская Марла в ночной комбинации с соскользнувшей на плечо бретелькой, потрепанная, растерянная, с подтеками туши под глазами. В каждом портрете — мир, во взгляде — характер. Бергеман одна из первых начала снимать моделей не в студии, а в повседневной обстановке — дома, на улице, в кафе, тем самым произведя настоящую революцию, возможно, сама о ней не помышляя.

Черно-белым — порой абсурдистским, порой бытовым — калейдоскопом предстают фотографии Берлина. Толпы людей выходят на улицу из трамвая  спешат на работу. Пара влюбленных пытается согреться на Шонхаузераллее, у пыльной витрины, увешанной модными цветастыми платьями. Город и человек сосуществуют вместе — не то чтобы вынужденно, не то чтобы по собственному желания, так просто получается. Иногда Большая Жизнь все-таки давит человека, лишает его того, к чему он привык с детства — и остается только поливать любимые цветы на пустыре рядом с домом, на фоне растущих, кажется, с каждой секундой громад новостроек — знаков нового мира, в котором место найдется не всем. По соседству толпа зевак буквально облепила залы на торжественном открытии отреставрированного Дворца Республики  — любопытно и странно смотреть на эти две параллельные реальности, которые пересеклись единственный раз.

Marx-Engels Monument Berlin

Берлин у Бергеман — котел неопределенности, мегаполис, который никак не может перестать становиться мегаполисом, круговорот, отбрасывающий нажитое прошлым легко и без лишних сантиментов. Ломать не строить. Вот скульптуры кумиров прошлого валятся на свежеукатанный асфальт — не успевают за быстрым бегом этого безумного времени, где женщины носят мини, помешаны на диетах и снимаются для глянца. Гигантские колоссы вождей теперь стоят ненужные — то наспех завернутые в полиэтилен и ожидающие, когда их наконец унесут с центральной Александрплатц (неловко как-то!), то брошенные где-то на берегу Шпрее, бесхозные и жалкие. Некоторые циники даже выставят бюсты лидеров былого в ряд, свалят ненужной грудой, а сверху повесят табличку «Не курить». Уже с трудом различишь, кто именно изображен на этих бюстах и скульптурах — да, в общем-то, никому это и неинтересно.

Бергеман точно шла в ногу со временем — за прощанием с прошлым последовали модные полароиды, где эмблемы кока-колы соседствуют с точь-в-точь возрожденческими портретами.  Затем была Африка — чужая и такая близкая одновременно культура, цветастые платки и аборигены, дальше — серия детских портретов и фотографии людей, страдающих от тяжелых болезней, подписанные очень лаконично и искренне, вроде «Дженна, Берлин». Было еще очень многое — ведь время бежало, и нужно было торопиться.

sibylle_bergemann_photo_12