Пекинская опера, голландский фото-перформанс, французский театр док: в Петербурге начинается первая Международная театральная Универсиада.

Центральная академия драмы (Китайская Народная Республика, Пекин) Центральная академия драмы (Китайская Народная Республика, Пекин)

Отчасти благодаря году Культуры в России, отчасти благодаря 235-летнему юбилею Санкт-Петербургской академии театрального искусства, в Петербург привезут свои спектакли сразу семь зарубежных театральных школ. Как соотносятся традиции и авангард в обучении будущих актеров и режиссеров? Фестиваль продемонстрирует, насколько разными могут быть пропорции этой гремучей смеси в каждом отдельном случае. Спектакли из Маастрихтской театральной академии (Нидерланды) покажут мастерство владения визуальными технологиями. В получасовом перформансе «Медленно мигающие глаза» пропуском в иной мир станет способная остановить время старая фотокамера, а в спектакле «Этот дивный сжатый мир» реальность, словно мозаика, будет раскладываться на отдельные цветовые оттенки. Всем любознательным руководитель кафедры перформанса (а между тем еще художник, режиссер театра, кино и видеоарта) Петер Миссоттен раскроет секреты создания подобных проектов в общедоступной лекции «Виртуальная свинья не пахнет».

Лекционная составляющая – отдельное большое достижение Универсиады: помимо Миссоттена, мастер-классы проведут и другие легендарные педагоги. Так, драматург и философ из Южной Кореи Те Вун Ким сопоставит западную и восточную традиции клоунады, московский режиссер Роман Виктюк проведет открытую репетицию, руководитель БДТ Андрей Могучий расскажет о современных тенденциях, а румынский режиссер Сильвиу Пуркарете… впрочем, признанный мастер театрального барокко XX века совершенно непредсказуем.

Непредсказуемой окажется и самая репертуарная пьеса всех времен и народов в постановке студентов из Будапешта. В спектакле «Гамлет» актеры будут меняться ролями: датский принц превратится в Клавдия, Гертруда – в Горацио, ведь главным в этом спектакле-репетиции является не сюжет, а поиск верного актерского самочувствия. В финале же студенты получат от своего педагога задание импровизировать на тему наугад выбранных строк из Библии, так что зрители смогут ненадолго побыть в роли экзаменаторов. Не менее радикальную трактовку другой шекспировской пьесы – политически злободневной трагедии «Кориолан» – представит Королевская консерватория Шотландии (послушать шекспировский текст на языке Макбета – отдельное удовольствие!): все роли в постановке исполнят облаченные в брутальные кожанки девушки-студентки.

Впрочем, не менее радикальна в вопросе гендера насчитывающая более двухсот лет Пекинская опера: национальную славу китайские актеры обретали  преимущественно в женских ролях «дан». Особым искусством в Пекинской опере является  поразительный по своей яркости и тонкости грим: именно он – визитная карточка каждого персонажа. Преобладание красного цвета на лице героя указывает на его честность, желтого – на жестокость, а белого – на коварство. Фрагменты из Пекинской оперы, сочетающей драматическое искусство с акробатикой и звучанием живой музыки, будут показаны на сцене Учебного театра на Моховой. Сама же Петербургская академия театрального искусства будет представлена на Универсиаде спектаклем «Тетрадь Тома Кенти» русско-монгольской студии под руководством Яны Туминой (о нем АРТ1 уже писал).

 

Полную программу Универсиады можно найти на сайте организатора – Театра-фестиваля «Балтийский дом».